Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50 Сообщения: 46491 Откуда: г. Псков
|
Читая литературную критику о "Гарри Поттере", вы обязательно натолкнетесь на теорию о том, что семикнижие Роулинг стало "Библией нашего века". Кристаллизовал эту теорию известный критик Дмитрий Быков, причем доказательства его как парадоксальны, так и, на первый взгляд, убедительны. Чтобы внести ясность, "Сегодня" решила поговорить об этом со священниками.
Развенчать миф о "Евангелии от Роулинг" согласится не каждый, ведь аргументы Быкова в духовном мире считаются святотатством. Мы долго искали смельчака. Помочь согласился священник Одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря, отец Андрей (Прудников), и то лишь потому, что является постоянным комментатором нашей рубрики "Воскресная школа", и потому, что он... одессит. 17 best images about photographyАНАЛОГИЯ 1: "ПОТТЕР" И "БИБЛИЯ"АРГУМЕНТ 1. Дмитрий Быков: "Есть три самых популярных произведения — Библия, Гамлет, Дон Кихот. Все они заканчиваются обещанием второго пришествия. Книга Роулинг стала библией нашего века неслучайно. Она является подведением итогов столетия, за что автора называют не только новым Диккенсом, а и в каком-то смысле новым евангелистом. Такое понимание книг Роулинг отнюдь не умаляет значимости Евангелия, которое, конечно же, главнее книг о "Гарри Поттере". Просто в силу своей абсолютной сакральности Евангелие еще не подвергалось литературному анализу и разбору. Я же рискну это сделать лишь для того, чтобы показать, почему семикнижие Роулинг нынче является главным мировым бестселлером". В 2016-м вышел сценарий для пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя", но восьмой книгой он не стал, да и рассказывает уже не о Гарри, а о детях главных героев поттерианы.КОНТРАРГУМЕНТ 1. Отец Андрей (Прудников): " Назвать что-либо Евангелием — как минимум богохульство. Хотя "Гарри Поттер" может быть талантливым и значимым произведением века. Евангелие — указатель в жизни христианина, обязательный для прочтения людьми, живущими Духом, описывает последние годы жизни Господа Христа, где Он пророчествует о спасении человека. "Гарри Поттер" же к спасению души никак не ведет. Более того! Я знаю несколько смертельных случаев, когда дети садились на метлы, прыгали с 5 этажа, искренне веря в то, что можно поднять себя в воздух, а волшебной палочкой можно убить человека. Есть выражение, что сатана — это обезьяна Бога, он всячески пытается передразнить любое творение Божье. Потому называть книги Роулинг Евангелием — есть та самая подмена понятий и "обезьяна" Бога".АНАЛОГИЯ 2: ГАРРИ И ИИСУСАРГУМЕНТ 2: " Судьба Гарри Поттера — это современная проекция истинно христианской судьбы, — уверен Дмитрий Быков. — Вспомним хотя бы, что заканчивается сага смертью и воскресением героя, причем героя не идеального, а сомневающегося подростка. Об отрочестве Христа мы не знаем практически ничего — и теперь это заполняется жизнью Гарри Поттера. История Христа — о том, как евреи не узнали своего Мессию. Христос пришел к тем, кто его не искал и не ждал. Гарри Поттер же пришел, чтобы узнать самого себя. Главная драма героя — неосознанность, не прописанность его качеств. Узнав, что он — часть самого большого зла, Гарри борется со злом в самом себе.КОНТРАРГУМЕНТ 2: "Когда-то один мусульманин мне сказал: "Мы готовы умереть ради Аллаха", на что я сказал: "А христиане готовы умереть ради Христа", — отвечает отец Андрей (Прудников). — Примерно такое же отличие Гарри Поттера от Иисуса Христа. Поттер, защищая Гермиону, Рона Уизли и остальных, крадет, лжесвидетельствует. Но читатель оправдывает это тем, что Гарри пытаются убить. Господь же идет на распятие, не боясь смерти, не отвечая насилием на насилие и не стесняясь этого! Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, один из учеников достает меч и отсекает ухо стражнику, на что Иисус говорит: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?". Ангелы — бессмертные существа, готовые защищать своего Создателя по Его повелению так, что никто из людей не то что на километр, на 100 тысяч километров бы к Иисусу не подошел! Господь идет на распятие не за Васю и Петю, а за всех людей, которые были до Воскресения Христа, и за тех, которые будут, чтобы кровью своей смыть тот первородный грех человека, чтобы люди получили возможность наследовать Царство Небесное по заслугам.В Евангелии Господь говорит: "Кто без греха — бросьте в меня камень". И каждый задумывается, а как я могу открывать рот, когда у меня грехов, как у барбоса блох. И я хочу привести пример, когда Гарри Поттер убивает заклинаниями. В Евангелии сатана поражается милосердием Божьим. Когда сатана говорит: "Поклонись, и я отдам княжество тебе", Господь отвечает: "Только Богу одному поклоняйся, Ему одному и служи". Тем самым дает четкое направление. Евангелие учит покаянию, терпимости. Каким же образом можно сравнить жертву безгрешного человека, который взял на себя грехи всего мира, с мальчиком, который является частью души Волан-де-Морта? Вспомним, по книге Волан-де-Морт разделил свою душу на несколько частей, заложил ее в крестражи, один из крестражей — Гарри Поттер. Каким же образом можно сравнить жертвенную миссию Христа с пусть даже талантливым произведением?! К чему этот призыв? Чтобы кричали: "Гарри Поттер, аллилуйя"?
Господь Бог дал свободную волю, в том числе — возможность читать любые книги. Но это не значит, что можно лезть в святое. Даже нерелигиозный человек не сможет поставить сковородку на Библию. Давайте отличать, что можно, а что нельзя трогать руками. У меня есть друг детства, он поклонник тяжелого металла. Когда я ему ставлю Вертинского, он кривится: "Андрей, выключи, прошу!". И я выключаю. Есть вещи, которые любой человек называет святыми, даже у неверующий — фото матери или первой любви — и вторгнуться в это нельзя. За такие вещи морду бьют. Когда-то Блаженнейший Владимир (Сабодан) на вопрос, что нельзя есть в пост, ответил: "Не кушайте друг друга". Своей теорией господин Быков начинает есть мое святое и святое миллионов верующих, которые моют руки перед тем, как взять Библию".АНАЛОГИЯ 3: БОГ-ОТЕЦ И ДАМБЛДОРАРГУМЕНТ 4: "В Евангелии мы не видим Отца. Он присутствует исключительно в представлениях современников, — говорит Дмитрий Быков. — Иисус Христос — безотцовщина, сказано в поэме Инны Кабаш. Потому логику Бога мы высматриваем по касательной. В "Гарри Поттере" эту роль исполняет Дамблдор. Весь сюжет — большая игра Дамблдора. В конце каждой книги Дамблдор расставляет точки над і. Все решается свободой воли. Дамблдор воспитывает Гарри Поттера, он может ошибаться. Это абсолютно загадочный персонаж — всегда можно все свалить на Бога. Любые попытки понять Божественную волю получаются исключительным занудством. Мы не знаем, чего хочет Господь. Кроме того, Дамблдор всегда отвечает: "Полагаю, да" и вообще говорит намеками, как Христос — притчами".КОНТРАГРУМЕНТ 4: "Сравнивать ловкого манипулятора, каким Дамблдора называл его же собственный брат, с Богом некорректно, — уверен отец Андрей. — Дамблдор крутил Поттером как хотел. Так иногда люди ошибочно думают, что Господь ими манипулирует, особенно когда попадают в какую-то коллизию. Спрашивают: почему Господь допустил этот ужас? Некоторые полную свободу выбора понимают как призыв к вседозволенности. Хочешь, деточка, давай узаконим однополые браки? Или будем загорать голыми на пляже, где есть дети? Эти вопросы убивают совесть. А вслед за совестью исчезает понятие морали. А что такое мораль? Это общественные рамки поведения и высказываний, действий и слов, умозаключений. Исчезновение этих рамок превращает человека в чудовище, более опасное, чем самый опасный хищник. Хищник убивает, чтобы прокормиться, а аморальный человек убивает и грабит просто так.
Демократия — это не вседозволенность, а лишь возможность безнаказанно высказывать свои мысли. Как делает сейчас Быков, как делаю я. Если бы господин Быков сказал что-то крамольное, к примеру, при Сталине, то мы бы даже никогда и не узнали, где и как быстро его расстреляли. А сейчас демократия. Мы можем говорить, обсуждать. Но ни в коем случае нельзя путать Божий дар с яичницей. За сравнением литературного персонажа с Господом идет уничтожение морально-этических рамок. Когда-то Сенкевич попал на остров, где все ходили голые. На следующий день Сенкевич приходит в крови, синяках. "За что тебя побили?" — " А за то, что стыдно так ходить, одетым". Сенкевич нарушил их морально-этические нормы, за которыми написано: "Не влезай — убьет".
Нельзя говорить, что люди — это куклы, в которые Бог играет. Каждому из нас дано абсолютно все индивидуальное — внешность, отпечатки пальцев, душа, вкусы. Бог призывает нас сделать выбор в пользу добра, но не заставляет это делать, бес призывает нас сделать выбор в пользу зла, но тоже не заставляет это делать. Каждому из нас дана свободная воля — делай как знаешь, живи как знаешь, но потом ответь. И я верю, как и многие люди, что действует эффект бумеранга: что ты кинул, то тебе назад и прилетело. Как ты с миром и людьми, так и мир, и люди с тобой. Если у тебя сегодня украли перчатки в трамвае, подумай, кого ты обвесил вчера. И если ты думаешь, что мир тебя не любит, потому что хулиганы вырвали у тебя сумочку, — подумай, кого ты уничтожаешь на работе и т.д. Но вот если думать, что Господь поступает, как Дамблдор, и это "лишь большая игра", — это призыв к "кастрированному" образу жизни. И принимает эту позицию тот, кто не желает ничего делать, создавать и таким образом оправдывает свою лень и бездействие. Мол, не трогайте меня, дайте доживать на свое пособие, плюхнувшись под телевизор. Бог дал человеку выбор. Выбирайте, кто в вашем понимании Бог — Господь или... Дамблдор".
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
Последний раз редактировалось Евгений 16 фев 2023, 15:57, всего редактировалось 1 раз.
|
|