Chupakabra писал(а):
Дело за малым: определиться с понятием "личность" - субъект.
Вот вопрос: как говорить о субъекте объективно? Ведь «определиться с понятием "личность" - субъект», это и значит посмотреть на субъект объективно — объективировать его. Но это значит уничтожить его как субъект. Значит о субъекте, чтобы сохранить его субъектность, и нужно говорить субъектно (не субъективно!), т.е. обращаясь к нему с вопросом: «Кто ты?» А субъект, поскольку он и только он знает, кто он есть по истине, на этот вопрос что-то отвечает. Получается, что личность, субъект есть самопознающая сущность, о которой я не знаю ничего больше, чем эта сущность мне открывает о себе.
Поскольку же я не просто персоналист, а православный, то я добавлю немного слов о Боге. Бог есть абсолютный субъект, т.е. абсолютно необъективируемый субъект. Строго говоря, о Боге нельзя даже и говорить как об объекте, но только обращаясь к Нему. Кто-то спрашивает меня о Боге, а я должен не говорить о Боге, как о ком-то постороннем: «Он то, Он сё», но повернувшись к Нему, говорить к Нему. Хотя, что я говорю? Ведь всякий человек своим фактом существования негласно утверждает: «Я есть», а это Имя Бога. Обращаясь к человеку, я одновременно обращаюсь и к Богу.
Разговор о Боге — это молитва. Если открыть православный молитвослов или Псалтирь, то именно это мы и увидим — разговор о Боге в форме молитвы. Авторы молитвословий как бы рассказывают Богу о Нём самом, но только так и можно говорить о Боге, потому что такой разговор не ставит Бога в ряд объектов и не превращает Его в идола.
Символ веры наш объективирует Бога: «Верую во единого Бога Отца...», а надо бы говорить так: «Верую в Тебя, Боже Отче...». Насколько больше в этом силы. Насколько больше в этом веры. Первый вариант: «Верую, что где-то там есть Бог Отец», а второй: «Верую, Боже Отче, что Ты здесь передо мной...».