Сестра милосердия писал(а):
Дух Божий пронизывает всё творение, а Дух Святой – особое проявление Духа Божьего.
Дух Божий и Дух Святой — синонимы. Эта одна и та же ипостась.
Сестра милосердия писал(а):
Не на этом ли католики основывают свое филиокве?
Отчасти можно считать филиокве следствием борьбы с арианством. Готы приняли арианство, а поскольку ранние христиане в отличие от некоторых современных не только не стремились к экуменизму, а наоборот старались более чётко определить собственные границы, чтоб никто не путал, то на западе стали подчёркивать, что Дух Святой, исходящий от Отца, получается нами через Сына. Ведь, кто верует в Сына, тому Отец посылает Святого Духа. Задача была подчеркнуть божественность Сына.
В таком понимании «от Сына» означает «через Сына», но этого нюанса невидно в добавке filioque. Кроме того, первые два Вселенских собора приняли Символ веры без этой добавки.
Вот небольшая справка из Азбуки веры:
Цитата:
Древняя Церковь не знала такого учения. Некоторые основания к распространению этого учения на Западе современные исследователи видят в учении о Боге Троице, представленном в сочинениях блаженного Августина (V в.). Считается, что первоначально положение об исхождении Святого Духа и от Сына стало особенно быстро распространяться в Испании и Галлии. Согласно распространенному в науке мнению, поправка к Символу «и от Сына» была утверждена на Толедском соборе 589 г. Впрочем, некоторые современные ученые этого мнения не разделяют, склоняясь к более поздней датировке принятия вставки данного выражения в Символ веры. В 809 г. такую прибавку к Символу одобрил Ахенский Собор (Франция). В своё время Римский папа Лев III не согласился с введением этой прибавки в Символ, однако учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» распространялось на Западе и вопреки желанию папы. В 1014 году при папе Бенедикте VIII Filioque было внесено в текст Символа веры Римской Церкви. Окончательное утверждение вставка получила на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году.
О том, что filioque — это не «через Сына», свидетельствует Ансельм Кентерберийский в своём «Монологионе».