Честно скажу: "Хроники Нарнии" прочитала уже взрослой, когда вроде как поздно. Как говорится, мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Точно такая же реакция была у моей дочери. Причем обе любим Толкиена.
Читала же я сей эпохальный труд исключительно в утилитарных (сиречь антиклерикальных) целях. Проблема теодицеи очень хорошо обозначается, когда читаешь не саму Библию (там глаз замылен!), а вот такого рода агитки.
Честно скажу: Аслан у меня вызывал глухое раздражение, и чем далее, тем больше. А ведь этот персонаж позиционируется автором как всеблагой!
Я довольно быстро поняла, в чем дело.
Аслан никогда не спрашивает у детишек, хотят ли они попасть в Нарнию, как не спрашивает потом, хотят ли они обратно. Но, типа того, свободу воли не нарушает!
Сопоставим сюжет "Нарнии" с другими сказками не для самых маленьких. Сюжет избитый: детишки в волшебной стране. Как обычно детишки в волшебную страну попадают? 1. Дети случайно или не совсем находят портал ("королевство кривых зеркал", "Голубятня" Крапивина). 2. К детям обращаются за помощью ("Бесконечная история", "В ночь большого прилива", серия про Изумрудный город, кроме первой и третьей книг). 3. Ребенок сам принадлежит к этой стране ("Мио, мой Мио"). 4. Чьи-то козни и происки.
Итак, сравним Аслана хотя бы с Виллиной из "волшебника Изумрудного города". Волков несколько раз пишет, что Виллина - добрая волшебница, а чего особо доброго она сделала? Между четырьмя волшебницами Волшебной Страны существовал своего рода пакт о ненападении; убив Гингему, Виллина этот пакт нарушает. Впрочем, учитывая все, что сделала Гингема до этого, осудить Виллину не получается. Но что она делает дальше? Вы верите, что Виллина не знала секрета серебряных башмачков?
Елы-палы, она не глупее Стеллы! Но она сыграла с Элли в темную, отправив ее в долгий квест и заставив ее родителей изрядно поволноваться за дочь! Кроме того, Виллина воспользовалась Элли, чтобы избавиться от Бастинды (снова нарушив пакт о ненападении!) и Гудвина (ну не могла она не знать, кто он такой на самом деле!) Заметим, что в дальнейшем Виллина, как и Стелла, ничем не помогла жителям Волшбеной страны - ни в ситуации с Урфином Джюсом, ни с Арахной, ни с космическими пришельцами. Но никаких этических претензий к Виллине и Стелле у меня нет. Они добры - но не всеблаги. Сильны - но не всемогущи.
Иное дело - Аслан. Почему он сразу не уничтожил Дьяволицу, кто-нибудь может сказать?
Бердяев, что ли?
Но далее Аслан затаскивает детишек в Нарнию, повторю, совершенно не интересуясь их мнением на сей счет. Не ради их развлечения, а ради неких своих целей. "У бога нет других рук, кроме твоих". Зато у Аслана целых четыре лапы! Сам не мог?
И притом все время бросает детишек на произвол судьбы! Как можете, так и крутитесь! А он из спросил, хотят ли они крутиться? Ах, не ручной лев! И что меня совсем убило, это слова жителя Нарнии "Кажется, ему нравится, когда его просят". Любит боженька попрошаек.
Но Аслан пожертвовал жизнью ради Эдмунда, скажут мне. Что же, это одна из самых трогательных сцен во всем цикле. Только я, как взрослый человек, знала, чем дело кончится. Как умер, так и воскрес. Ну и зачем было огород городить?
Но Аслан хотел, чтобы детишки чему-то научились, скажут мне. А детишки хотели учиться именно этому и именно таким способом? Ты же всемогущий - вот и вложи знания им прямо в мозги. Ты же всеблагий...
Черт, а у кого повернется язык сказать, что Аслан всеблаг? Какой-то взбалмошный тиран получился, не злой, а все равно тиран.
Будет так, как я сказал! А вы заткнитесь, я один знаю, как надо!