Форум атеистов Рунета

Текущее время: 27 апр 2024, 19:45

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 15:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
В германском варианте истории Сигурда, точнее — Зигфрида, более ярко выписана фигура Брунгильды, о которой известно, что она является бургундской принцессой, женой Зигфрида, гордившейся как своим происхождением, так и славой своего мужа. После убийства Зигфрида Брунгильда живет только мыслью о мщении. Именно ради этого она соглашается выйти замуж за Этцеля (Атли-Аттила), полагая, что это поможет ей реализовать план расправы с Хагеном (Хёгни) и его братьями.
В данном варианте вдова Зигфрида-Сигурда не колеблется в выборе: верность памяти покойного супруга сильнее верности кровных уз с братьями. В германском варианте Кримхильда не только не пытается предотвратить грядущую трагедию, но сама приглашает братьев ко двору Этцеля, сама провоцирует ссору и добивается кровавого исхода конфликта, ради которого она жертвует и собственным сыном.
Полагают, что автор германского варианта повествования, создавая образ Кримхильды, придал архаичной Гудрун черты демона «низшей» мифологии христианства, трактуя героиню как жертву, обуянную сатанинским наваждением, нечистой силой, способной подтолкнуть человека на сколь угодно чудовищные злодеяния.
Тем не менее, и в этом варианте мифа достаточно ясно звучит мотив сокровищ, завоеванных Зигфридом, которые являются символом процветания, власти, опоры в жизни и одновременно несут в себе потенциальную гибель своему владельцу.
Приведенные выше варианты истории о Сигурде-Зигфриде письменно зафиксированы в XII веке, однако совершенно достоверно относятся к более ранним источникам. Написанная на верхненемецком языке средневековья «Песнь о Нибелунгах» была создана в самом начале XII века, но ее публикация, возбудившая интерес историков, искусствоведов, специалистов по мифологии, была сделана лишь в 1757 г. Автор «Песни о Нибелунгах» остался, как часто бывало в те времена, анонимом, и нет возможности выяснить, был ли он профессиональным поэтом либо, напротив, историком духовного звания со склонностью к поэтическому творчеству. В тексте «Песни о Нибелунгах» первая часть (подвиги и смерть Зигфрида) и часть вторая (месть Кримхильды) трактуются как единый сюжет, причем непоследовательность и противоречивость предыдущих версий в значительной степени устранены (хотя и не до конца). Эта «неокончательность» устранения противоречий привела к тому, что до сих пор существуют две теории относительно происхождения средневековой «Песни о Нибелунгах».
В соответствии с первой — ее автор изучил, переработал и объединил искусственным образом множество источников гораздо более древнего происхождения. Таким образом, не окончательно устраненная конфликтность является всего лишь недосмотром автора-редактора. Вторая теория предполагает, что в распоряжении автора имелся древний источник, обработанный им в соответствии с господствовавшей в то время идеологией, но все же автор не решился до конца избавиться от существующих противоречий.
Само происхождение слова «нибелунги» весьма спорно и на протяжении многих веков дает почву для возникновения различных теорий, одинаково убедительных либо неубедительных, в зависимости от заранее выбранной точки зрения. «Нибелунги» пытаются произвести от слова nebel (мрачный туман)— обозначение у германцев земли франков; есть теория, предполагающая, что «нибелунги» — бургундское родовое имя; выводят «нибелунгов» и из древнеисландского Нифльхейма — мира мрака, существовавшего изначально, до начала творения мироздания.
Тема нибелунгов оказалась живучей, и неоднократно возникала в европейской культуре. На основе немецкой версии была создана трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги», а по мотивам скандинавского эпоса — оперная тетралогия Р. Вагнера — «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Созданный Ф. Лангом кинофильм «Нибелунги» (1924 г.) считается одним из важнейших этапов становления мирового кино.
Еще один обширный источник древнескандинавского эпоса — поэма «Беовульф», написанная на англосаксонском языке предположительно в конце VII – начале VIII века, сохранившаяся рукопись датируется примерно 1000 годом. Впервые поэма была издана в 1815 году, после чего последовали ее переводы на многие европейские языки.
Персонажи поэмы принадлежат к различным скандинавским племенам, а ее главный герой Беовульф, чье имя переводится как «пчелиный волк», то есть «медведь», — из народа гаутов. Он отправляется за моря, чтобы избавить короля данов (датчан) Хродгара от ужасного чудовища Гренделя, являющегося на протяжении многих лет бичом этой страны. Беовульф побеждает чудовище, потерявшего руку и уползающего в логово умирать.
Мать Гренделя — не менее страшный монстр — хочет отомстить Беовульфу за убийство сына, но герой проникает в ее жилище на дне моря и убивает ее. Награжденный Хродгаром Беовульф возвращается на родину и становится королем своего народа. Он правит в течение пятидесяти лет мудро и справедливо.
В конце жизни ему доводится совершить еще один подвиг — одержать победу над драконом, охраняющим древний клад. В повествовании о кладе вновь звучит мотив проклятого сокровища, однако этому дается «несколько христианизированное» объяснение:
Тот клад до скончания
веков заклятьем
таким заречен,
чти станет смертный,
в грехах погрязнув,
молиться идолам
и, в цепи ада
попав, запятнает
себя пороками
еще допрежде,
чем ступит на это
место проклятое,
раньше, чем взглянет
на это золото!
(пер. В. Тихомирова)
В целом повествование о Беовульфе — связный, почти лишенный противоречий в событийном плане рассказ о воине-герое, совершающем подвиги, требующие от него сверхъестественной силы и ловкости. Герой совершает эти подвиги один на один с противником, но в моральном плане он не одинок — за ним стоят его соплеменники, ради которых он и совершает героические деяния.
Занимательно в поэме переплетаются христианские и языческие представления о мире. При этом исследователи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, каким именно образом возник этот своеобразный синтез представлений. Были ли наложены на исходный древний материал более поздние христианские представления или поэма отражает переходный период, когда вера в языческих богов была уже подорвана, но христианство еще не укрепилось.
Интересно, что героя, христианские достоинства которого неоднократно подчеркиваются, хоронят тем не менее явно по языческому обряду: возводится погребальный костер, ложе покойного украшают щитами и кольчугами, а затем в течение десяти дней возводится высокий курган, под которым скрывают прах павшего. В том же кургане захоронено и сокровище, добытое героем в бою с драконом, чтобы золото, находившееся в пещере чудовища, не распространило свое проклятие на живущих, а лежало бы под спудом «вовек, как и прежде, от смертных скрытое».
Любопытен реверанс, сделанный автором «Беовульфа» в сторону христианства. Темные силы, исчадия зла — по внешним признакам явно языческого происхождения — получают генеалогию, восходящую к библейскому Каину, которого характеризуют как
пращура зла,
зачинателя семени
Эльфов (!), драконов,
Чудищ подводных
и древних гигантов,
восставших на бога,
за что и воздалось
им по делам их.
Еще раз те же самые сведения излагаются в сцене, описывающей рукоять меча, захваченного у гигантов Беовульфом: на золотой рукояти при помощи рун (!) излагается история всемирного потопа, после которого богопротивные великаны исчезли с лица земли, однако продолжали жить в глубинах «вод неиссякаемых».
В период между 1220 и 1235 годами Снорри наряду с «Эддой» написал «Хеймскринглу» — сборник саг о норвежских конунгах. Саги ясностью и живостью изложения материала напоминают лучшие создания греко-римской историографии. В сагах этого цикла излагается история скандинавских стран в виде последовательно помещенных песен, повествующих о мифических и исторических личностях.
К моменту создания сборника христианство, казалось бы, уже достаточно прочно утвердилось на скандинавских землях. Однако из текста следует, что учение это, попав на языческую почву, пропиталось духом, по природе ему не свойственным, а язычество, хотя и перестало быть культом, продолжало оставаться не только источником поэтического вдохновения, но в известной степени и основой мировоззрения скандинавов. Королевские саги обычно начинаются с рассказа о провозглашении героя конунгом или о том, как он захватил власть, а далее идут эпизоды, связанные с его правлением.
В первой саге «Хеймскринглы», «Саге об Инглингах», последовательно описываются легендарные конунги — потомки языческих богов-асов, являющиеся предками исторических конунгов Швеции и Норвегии. Христианское летоисчисление при датировке событий, как правило, не применяется. Впрочем, Снорри отмечает, что Один правил в те времена, когда происходили римские завоевания. Ряд исследователей называют хронологию саг «внутренней относительной хронологией», компромиссной между «ученой» и «народной» хронологией. Наибольшее количество анахронизмов, ошибок, погрешностей с точки зрения исторической точности и просто фантастичного материала, который явно заимствован из языческой мифологии, содержится в первых сагах сборника Снорри и в сагах последних, повествующих о чудесах Олава Святого.
Первые легендарные конунги явно обладают некоей таинственной силой, с помощью которой они обеспечивают благополучие и преуспевание своего народа. Их главная задача — своими деяниями поддерживать в стране мир и обеспечивать хороший урожай. Об Одине сообщается, что все население Швеции платило ему подать. Он же защищал страну и совершал жертвоприношения для того, чтобы обеспечить народу изобилие. Мирные и урожайные времена царили и при Фрейре, и оттого ему поклонялись усерднее, чем другим богам. После его смерти в течение трех лет Фрейра скрывали в кургане, уверяя народ, что он жив, и тем поддерживали «доброе время и мир». Некоторым наследникам этих древнейших конунгов повезло меньше: когда три года подряд в Швеции случился неурожай, вожди на собрании в Уппсале решили, что виновен в этом — конунг Домальди. После того как его принесли в жертву, омыв кровью конунга алтарь, в стране воцарился мир и начались хорошие хлебородные годы.
При Олаве Лесорубе начались неурожаи. Снорри объясняет это, с одной стороны, притоком нового населения, а с другой тем, что конунг мало занимался жертвоприношениями. Свеи умертвили Олафа, принеся его в жертву Одину, ради урожая.
Гибель Хальвдана Черного, при котором были очень хорошие урожаи, настолько огорчила народ, что жители всех областей просили погрести его тело в их земле, полагая, что столь удачливый муж и после смерти сможет обеспечивать хорошие урожаи. В конце концов с общего согласия тело было разделено на четыре части, которые были распределены по жребию между разными областями и захоронены в курганах, получивших имя Хальвдана.
Неизвестно, в какой степени сам Снорри разделял веру в такие способности конунгов — влиять на урожаи и удачу, во всяком случае, он сообщает о Хаконе, сначала принявшем крещение, но затем вернувшемся к языческим жертвоприношениям. Было решено, что появление птиц Одина — весьма благоприятный знак, и потому Хакон начал войну с соседями, завершившуюся его победой.
В «Саге об Инглингах» рассказывается также о конунге Ауне, который, желая продлить свою жизнь, приносил в жертву Одину своих сыновей. После заклания первого сына бог пожаловал Ауну дополнительно шестьдесят лет жизни; по истечении этого срока конунг последовательно приносил в жертву восьмерых сыновей, всякий раз получая за это еще по десять лет жизни. Он хотел принести в жертву и последнего сына, однако этому воспротивились его подданные, и Аун умер.
В прологе к «Хеймскрингле» дана периодизация ранней истории Скандинавии и сообщается, что «век кремаций» сменился «веком курганов». Но другой, казалось бы, более существенной для христианина версии, Снорри не приводит: конкретно не обозначено время ухода язычества и торжества «истинной веры», хотя в реальной истории крещение Исландии датируется либо 999-м либо 1000 годом. В самих сюжетах саг, в речах отдельных персонажей, в ссылках на божью волю, в описании чудес святого Олава показывается переход от язычества к христианству, однако христианские эпизоды не слишком органично вписываются в ткань повествования.
Значительное место в сагах занимают вещие сны, видения и прорицания. Они всегда полностью сбываются. Сны, предрекшие гибель конунгу Харальду Сигурдарсону, были христианского содержания — он получил предостережение от святого Олава. Однако его сподвижники видели сны языческие: женщину-тролля, воронов и орлов, усеявших корабль, волков, пожирающих людей.
Жена конунга Хальвдана Черного мудрая Рагнхильда увидела во сне, что в саду она отдирала от своего платья колючку и эта колючка превратилась в ее руке в большую ветвь, один конец которой коснулся земли и тут же пустил корни, а другой взметнулся высоко в небо. Вскоре колючка разрослась до дерева таких размеров, что вершина его была едва видна, а ветви столь обильны, что дерево как бы прикрыло собой всю Норвегию, простираясь даже за ее пределы. Сон Рагнхильды толкуется следующим образом: приснившееся ей дерево есть конунг Харальд, ее сын; красочность дерева означает расцвет его королевства, а то, что дерево сверху белоснежное, значит, что ему суждено дожить до седых волос; могучие ветви символизируют его потомство, которому суждено распространиться по всей стране, ибо «все конунги Норвегии с того времени происходили от него».
В сагах «Хеймскринглы» описано множество вещих снов и видений. Языческие мотивы причудливо переплетаются с мотивами христианскими, причем эти мотивы, становясь заметными в последних сагах, все же не являются главными.
В «Саге об Инглингах» Один, считавшийся верховным божеством, главою рода асов, превращается в Одина-вождя, правившего Асгардом, главным укреплением страны асов Асахейма, расположенном где-то в Восточной Европе. Этот Один — могущественный воин, владеющий тайнами магии и прорицания и обладающий поэтическим даром скальда. При нем происходит освоение и заселение Скандинавии, все жители которой подчиняются Одину, платя ему подать. Один в сагах Снорри обучает людей искусствам и ремеслам, вводит законодательство, то есть является классическим «культурным героем», в котором воедино сливаются черты божества и человека. Именно он стоит у истоков истории, от него идут традиции норм общества, он раскрывает людям тайны природы.
Таким образом, на севере Скандинавии, очевидно, очень долго сохранялось своеобразное двоеверие: языческие боги не превратились в христианских святых, но и не деградировали до низших существ, отождествляемых с чертями и иной нечистью.

_________________
"спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 15:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
В изложении Снорри смена религиозных мировоззрений выглядит как смена правящих династий: древние правители уже не властны и бессильны перед новым богом, и потому им более не поклоняются. Однако прошлое принадлежит им, и родословные северных конунгов, как это изложено в «Саге об Инглингах», представляются автору не вымышленными, и идея о восхождении исторически достоверных конунгов Норвегии и Швеции к потомкам Одина и Ингви-Фрейра выглядит вполне серьезной.
Впоследствии сыновья Эйрика вторглись в Норвегию убили своего дядю Хакона и захватили престол. Такие распри длились в течение многих поколений.
В изложении Снорри эпоха распрей началась следующим образом: конунг Висбур оставил свою жену с двумя сыновьями и женился на другой женщине. Выросшие сыновья потребовали, чтобы отец возвратил золотое ожерелье, бывшее брачным даром их матери. Получив отказ, братья задумали отцеубийство и обратились за помощью к прорицательнице Вёльве Хульд. Та сказала, что может погубить Висбура, однако в этом случае в роду Инглингов постоянно будут совершаться убийства. Братья согласились на это и, получив поддержку магических сил, напали на отца и сожгли его в собственном доме
К теме рокового ожерелья Снорри возвращается и позже, говоря о конунге Агни, взявшем в жены дочь убитого им вождя финнов. Во время пира его жена попросила Агни сберечь ожерелье Висбура. Пьяный Агни, ложась спать, надел ожерелье на шею. Пока Агни спал, слуги его жены привязали веревку к ожерелью, перекинув ее через ветвь древа, стали сильно тянуть и таким образом повесили Агни. Понятно, что здесь важна не «технология» убийства, а его символическое значение — тем более что история о золоте Нифлунгов, губящем целый род, была хорошо известна читателям Снорри в XII веке. Вёльва Хульд должна была вызывать ассоциации с «Прорицанием Вёльвы» из «Эдды», и, таким образом, история конунгов Норвегии становится составной частью общемировой драмы, завершающейся гибелью мира.
В период написания Снорри его произведений Норвегия вынашивала планы подчинения Исландии, и Снорри принимал непосредственное участие в их реализации, занимая, судя по всему, двойственную позицию: принимая от норвежского конунга дары и титулы, Снорри вряд ли мог приветствовать потерю его родиной независимости.
Исландские эпизоды цикла саг живописны и многозначительны. В одном из них описывается, как исландский корабль потерпел кораблекрушение у берегов Дании и управляющий датского конунга захватил груз. В отместку исландцы сочинили хулительную песнь о датском конунге и его управляющем. Хулительная песнь была не просто оскорблением, но, по убеждениям древних скандинавов, обладала вредоносной магической силой. Датский конунг послал к берегам Исландии колдуна, чтобы тот выяснил, где удобнее высадить своих воинов. Колдун подплыл к Исландии в образе кита, но тут выяснилось, что северное и западное побережья острова находятся под защитой духов, хранящих страну. В Вапнафьорде (Оружейном Фьорде) навстречу колдуну вышел огромный дракон со змеями, жабами и ядовитыми ехиднами, и колдуну не удалось выбраться на берег. В Эйяфьорде (Островном Фьорде) колдуна встретила гигантская птица, а в Брейдафьорде (Широком Фьорде) на него напал бык, сопровождаемый духами. Еще в одном месте колдуна встретило полчище великанов, а далее на востоке грозный прибой и мели делали высадку на боевых кораблях невозможной… Так датскому конунгу и пришлось отказаться от вторжения в Исландию.
Рассказывая о чудесах святого Олава, Снорри отходит от традиционной формы «жития», описывая карьеру воина и политика, который не обладал способностью творить чудеса изначально или внезапно, но ставшего святым через страдания земной жизни. Ряд чудес, описанных в более ранних сагах и житиях святого Олава, Снорри опускает или истолковывает рационалистически. Так, например, «Легендарная сага» утверждает, будто перешеек Агнафит был расколот пополам молитвами Олава, которому нужно было вывести свой флот из ловушки, подстроенной шведами. У Снорри же указано, что Олав велел своим людям прорыть канал для судов.
В заключение перескажем содержание саги, повествующей об открытии Америки исландцами. Собственно, этому историческому свершению посвящено две саги, первая из которых, именуемая обычно в англоязычной литературе «Сага о гренландцах», описывает шесть путешествий в Новый Свет. Более известная «Сага об Эйрике Рыжем» рассказывает о трех подобных экспедициях. В ней меньше подробностей, меньше сведений о непростых родственных связях ее главных героев, и, видимо, из-за внутренней стройности она завоевала у исследователей большую популярность.
Первые четыре главы саги «Об Эйрике Рыжем» посвящены краткому изложению биографии Эйрика и Гудрид, описанию трудностей, которые Эйрик испытывал в Исландии, и его решению отправиться в Гренландию, с тем чтобы основать там поселение. Там же сообщается о том, как в молодости Гудрид, супруге сына Эйрика, предрекли, что ее потомков ожидает замечательная судьба.
Сага представляет сыновей Эйрика Лейва и Торстейна (их третий брат Торвальд упоминается в тексте позже). История открытия Америки выглядит следующим образом:
Путешествие первое. Лейв отправляется из Гренландии в Норвегию для завершения своего образования. Штормы заносят его на Гебридские острова, где он знакомится с некоей высокородной женщиной по имени Торгунна, которая позже родит ему сына по имени Торгильс.
Добравшись до Норвегии, Лейв проводит зиму у короля Олава Трюггвасона, а в следующее лето по его настоянию сам Эйрик отправляется нести христианство гренландцам. На обратном пути Лейв сбивается с курса и обнаруживает неизвестные земли, местоположение и название которых в тексте не указаны. О них известно, что там произрастают дикорастущие злаки, зерно которых напоминает рис, виноград, а также могучие деревья, в том числе клены. На обратном пути Лейв вместе со своим экипажем спасает неких моряков, потерпевших кораблекрушение. За миссионерскую деятельность по распространению на Гренландии христианства и за спасение мореплавателей Лейв получает прозвище Счастливчик.
Старый Эйрик отказывается принять новую веру, в связи с чем у него возникают неурядицы в семейной жизни — супруга его строит приходскую церковь и становится прилежной верующей христианкой.
Путешествие второе. Задумана экспедиция для продолжения исследования земель, открытых Лейвом. Ее возглавляет Торстейн. Команда судна состоит из двадцати мужчин, хорошо вооруженных и снабженных продовольствием. Эйрик, приглашенный участвовать в экспедиции, перед тем как оставить дом, закапывает ларец с золотом и серебром. По пути к судну его сбрасывает со спины пони, при этом Эйрик получает несколько переломов костей. Он посылает письмо жене, просит выкопать клад и признается ей, что был наказан за «языческую глупость». Текст умалчивает о том, было ли христиански разумным для Эйрика отправиться с такими травмами в долгую морскую экспедицию. Так или иначе, но путешествие завершается неудачей. Штормы не позволяют выдержать избранный курс, и путешественники, побывав у берегов Ирландии, сравнительно благополучно возвращаются домой.
Торстейн женится на Гудрид и вместе с еще одним человеком строит ферму. Его компаньон женат на женщине по имени Сигрид. Зимой Торстейн умирает. Обстоятельства его смерти явно содержат сверхъестественные детали, включая посмертное пророчество будущего Гудрид.
Путешествие третье. Возобновившиеся споры о стране Винланд — то есть той, где растет виноград, склоняют героев предпринять еще одну экспедицию, которую берется возглавить новый муж Гудрид Торфинн Карлсефни, процветающий купец. В путь отправляются три корабля с командой, состоящей из ста шестидесяти человек. Стартовав с самой северной оконечности Гренландии, чтобы воспользоваться всеми преимуществами господствующих течений и ветров, герои проходят маршрут, который выглядит вполне реальным с точки зрения современной навигации, и добираются до Нового Света, обнаружив по пути по меньшей мере семь «земель».
Поначалу им не удается найти Винланд; высадившись на неизвестную землю, шотландские рабы Хаки и Хекья отправляются в пешую трехдневную экспедицию и возвращаются оттуда с виноградом и дикими злаками.
Зиму путешественники провели в месте, которое назвали Страумфьорд (Оточный Фьорд). К весне у них кончилось продовольствие. Один из членов экспедиции язычник Торхалль исчезает на три дня, но на четвертый день его находят лежащим на камне и обращающемся с молитвами к Тору. Вскоре Тор откликается и дарует изголодавшимся путешественникам кита, правда, невиданной ими породы. Мясо кита готовят, насыщаются им и сразу заболевают. Однако молитвы, вознесенные Христу, не только восстанавливают пошатнувшееся здоровье мореплавателей, но и успокаивают бушующее море. Это позволяет выйти на промысел рыбы и пополнить запасы продовольствия.
Далее у мореплавателей начинаются разногласия по поводу того, где следует искать Винланд. Они разделяются на две группы. Группа, возглавляемая язычником Торхаллем, не только не обнаруживает благословенной страны, но и попадает в рабство в Ирландию.
Карлсефни вместе с остальными членами экспедиции отправляется на юг и добирается до страны, где растет виноград, зреют дикие злаки и где реки обильны рыбой. Через некоторое время к путешественникам прибывают туземцы на девяти лодках, сделанных из звериных шкур. Торговые отношения с ними не удается завязать, поскольку туземцы пугаются быка, принадлежащего Карлсефни.
Через три недели туземцы вновь возвращаются и нападают на поселенцев, используя луки и даже что-то вроде баллисты. В разыгравшемся бою особенно отличается беременная путешественница Фрейдис, угрожающе потиравшая мечом свою обнаженную грудь, что вызвало ужас у туземцев и заставило их обратиться в бегство.
Наступает третья зима, а исследования неведомой земли все продолжаются. Торвальда убивает стрелой некое одноногое существо. Путешественникам удается захватить в плен несколько аборигенов, и два мальчика рассказывают скандинавам (на каком именно языке — не указывается) маловразумительную фантастическую историю.
В конце концов неудавшиеся колонисты вновь возвращаются на родину.
Изучению саг о путешествии викингов в Новый Свет посвящено множество работ — в особенности скандинавских и североамериканских ученых. В исследованиях участвовали и представители точных наук: специалисты в области навигации, океанографии, ботаники, зоологии и ихтиологии. В подавляющем большинстве они согласны, что в исландских сагах описаны в несколько приукрашенном виде вполне реальные события и что крайней южной точкой, до которой добрались легендарные путешественники, было побережье Новой Англии.
Некоторые специалисты утверждают, что они высадились в устье реки Гудзон, и первая колония европейцев вдовом Свете располагалась на месте нынешнего Манхэттена.

Источник: https://valhalla.ulver.com/f63/t11107.html

_________________
"спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 19:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Ромов вы бы не гнали текст (я не модератор меня можно не слушать)-вы в целом постите общеизвестное-и никаких своих мыслей не даете
а кто будет читать и зачем простыни?

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 19:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 21:37
Сообщения: 32291
Откуда: Новороссийск
Как модератор присоединяюсь. Два три предложения, выражающие суть, что вам понравилось, с чем несогласны и ссылка на источник.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 19:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
«Песни о Нибелунгах». -читал -поэзия и образность сильная даже в переводе.герои немного шокировали(хотя я знал что все эпические герои сволочи -кроме одного уникального, но не на столько же!)
сюжет от классики вернут своеобразно-Брунгильду отодвинули-но сохранились рудименты :))т.е. получается Зигфрид приезжает туда впервые-а вроде как и знаком :lol:
такое знаете-что нет мы не тролли мы хоббиты-только перумовские..я не тот Зигфриды-у меня только часть информации от него) :)


Беофульф-вещь великая до сих по перечитываю..обычно эпос скучен-читаешь познания для..вот это одно из исключений
Страшный Грендель как адская могучая сила-потряс людей так что все стали поклонятся идолам-решим что это месть старых богов за христианство

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2020, 20:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
а вот это более мощная чем распятый на Мировом Дереве Один-странная аллюзия на христианство (я тут как то постил из сериала Викинги удивление монаха-мол из века старая очень стара яи странно похожа на нашу)
странность тем большая что христианство то все таки не эпос/миф-где одинаковые сюжеты-у разных народов
а другие мифологичные религии-такого на вскидку не имеют

дело в том что Бальдру-суждено пережить Рагнорек-и жить в счастливом идеальном мире-с уцелевшими смертными
это калька с "и ототрет господь всякую слезу"-после Апокаплипсиса


Почему Бальдр-выживет а остальные боги нет?-он в царстве смерти у Хель, про рагнарек-сказано что никто не ведает того часа-он случается без причины -кричат все три мировых петуха-срывается Гарм-пришли огненные великаны-и пипец..всем даже богам
Цитата:
Бальдр— любимый сын Одина и Фригг, прекрасный юный благостный бог, живущий в чертогах Брейдаблик, где нет дурных мыслей и поступков.
Несколько источников дают примерно одинаковую историю Бальдра, согласно которой еще в юности ему стали сниться вещие сны, предсказавшие угрозу его жизни. Узнав об этом сне, асы решили оградить юного бога от опасностей, и Один отправляется в царство мертвых Хель, чтобы узнать там у провидицы Вёльвы судьбу Бальдра. Выясняется, что ему предстоит умереть от руки слепого бога Хёда. Мать Бальдра Фригг берет клятву со всех живых существ и со всех предметов, что они не принесут вреда ее сыну. Богиня не приняла во внимание лишь омелу. И однажды, когда боги развлекались тем, что стреляли из лука в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнавший о недосмотре Фригг, подсунул слепому Хёду вместо обычной стрелы прут омелы, которая принесла смерть Бальдру

история шита белыми нитками-это видели средневековые писатели-исследователи мифов и просто..видели независимо
да он видел страшные сны-да было пророчество Вёльвы-но один узнает про рагнарек. он скорее не спасет-он видит как отдав Бальдра смерти-спасти мир. дальше группа богов-разыгрывая цепочку случайностей (видимо важно-чтобы шло как будто само)-убивают Бальдра..великая богиня предсказтельница забыла про омелу, потом шутейно метают стрелы в бедного Бальдра:) а Локи-дает омелу именно слепому Хеду-это не для того чтобы тот не видел-боги не калеки-инвалиды по зрению :) слепой бог-бог смерти. он слепой потому что если посмотрит то его взгляд убивает. такие боги или слепые или без лица-или с повязкой на глазах(Абадонна у Булгокова в черных очках :) )-видимо убить Бальдра одной омелой мало-в ХЕль должен докинуть бог смерти

есть ли где то в христианстве -сюжет шитый белыми нитками? нет-тут все неплохо (всегда можно через конспирологию-но без нее все ок)
но некие знаковые совпадения видны.. Иисус которого отец одает на жертву людям, зная что он умрет..далее сошествие во ад..а во тдальше не так-пленение Сатаны-воскресение и т.п.)
хозяйку мира мертвых у скандинавов -никто не пленял-и Бальдра не выводил...
но Иисус же как воскрес так его никто и не видел-не считать же эти жалкие явления-где его никто не узнает-за достоверность
так что может задача Иисуса-переждать в аду


шучу кончено :) любой заметет что параллелей много -чтобы казалось странным-но все таки история разные-и не так уж чтобы случайно не могло возникнуть
так что это не какая то жуткая загадка в мифологии-так некая интересность :)

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 11:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
Евгений писал(а):
....1. распятый на Мировом Дереве Один-странная аллюзия на христианство ....странность тем большая что христианство то все таки не эпос/миф-где одинаковые сюжеты-у разных народов , а другие мифологичные религии-такого на вскидку не имеют....2. Бальдру-суждено пережить Рагнорек-и жить в счастливом идеальном мире-с уцелевшими смертными
это калька с "и ототрет господь всякую слезу"-после Апокаплипсиса. Почему Бальдр-выживет а остальные боги нет?-он в царстве смерти у Хель, про рагнарек-сказано что никто не ведает того часа-он случается без причины -кричат все три мировых петуха-срывается Гарм-пришли огненные великаны-и пипец..всем даже богам....история шита белыми нитками-это видели средневековые писатели-исследователи мифов и просто..видели независимо: да он видел страшные сны-да было пророчество Вёльвы-но один узнает про рагнарек. он скорее не спасет-он видит как отдав Бальдра смерти-спасти мир. дальше группа богов-разыгрывая цепочку случайностей (видимо важно-чтобы шло как будто само)-убивают Бальдра..великая богиня предсказтельница забыла про омелу, потом шутейно метают стрелы в бедного Бальдра:) а Локи-дает омелу именно слепому Хеду-это не для того чтобы тот не видел-боги не калеки-инвалиды по зрению :) слепой бог-бог смерти. он слепой потому что если посмотрит то его взгляд убивает. такие боги или слепые или без лица-или с повязкой на глазах(Абадонна у Булгокова в черных очках :) )-видимо убить Бальдра одной омелой мало-в ХЕль должен докинуть бог смерти...3.Но некие знаковые совпадения видны.. Иисус которого отец одает на жертву людям, зная что он умрет..далее сошествие во ад..а во тдальше не так-пленение Сатаны-воскресение и т.п.) ;хозяйку мира мертвых у скандинавов -никто не пленял-и Бальдра не выводил...
но Иисус же как воскрес так его никто и не видел-не считать же эти жалкие явления-где его никто не узнает-за достоверность.Так что может задача Иисуса-переждать в аду....


1. тут ,видимо, случайное сходство с христианством: бог Один сам себя повесил на дерево, никто его пыткам и оскорблениям не подвергал, да и спасать человечество он не собирался;
2. Бальдр - это особый случай, возможно и влияние христианских проповедников?
3. Иисус - жертва человеческая , которую Яхве принёс сам себе, а обвиняет в этом всех людей планеты (семитская головоломка).

Вообще удивительно, что слово SAGA по-латыни означает : 1)прорицательница, колдунья; 2) сводня!
https://translate.academic.ru/Saga/la/ru

_________________
"спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 13:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Ромов писал(а):
1. тут ,видимо, случайное сходство с христианством: бог Один сам себя повесил на дерево, никто его пыткам и оскорблениям не подвергал, да и спасать человечество он не собирался;
Иисус тоже предпринял ряд мер(ну вернее его Отец)..а спасать человечество-чем он спас?
скажем так-чем то :) Один тоже -для чего то
Цитата:
2. Бальдр - это особый случай, возможно и влияние христианских проповедников?
нет вера очень древняя прослежена далеко
Цитата:
3. Иисус - жертва человеческая , которую Яхве принёс сам себе, а обвиняет в этом всех людей планеты (семитская головоломка).
любой религиозный текст-имеет рационализации им архизации и прочии-ции так что при сильном сходстве-немного разницы это мелочь
да два разных человека обычный то текст-часто по другому расскажут

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 13:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
Известно, что в христианстве есть такая догма: "если тебя ударили по правой щеке - подставь левую". В "религии Одина" же, за подобное требовалось мстить и даже смывать позор кровью. Если это человеку не удавалось, то за него мстили его родственники или даже потомки. У одинистов и христиан вообще были разные цели. А инквизиция, иконопочитание, благословение на войну и вся церковная магия - это есть рецидив язычества в христианстве. Ведь это исторический факт - в неурожайный год (у скандинавов - когда даже рыба уходила от берегов), новорожденных, которых не могли прокормить, выносили в лес или другое место на верную гибель. Это практиковалось даже на Руси, ведь беды-то были одинаковые.Человек, нашедший в лесу такого младенца, считал это знаком Свыше и усыновлял этого ребенка. Один из таких "найденышей" стал впоследствии даже конунгом . И еще: в христианстве все люди рассматриваются как "рабы Божьи". В религии Одина такого встретишь, чтобы человека не заслужившего звания раба называли рабом- трэллсом.
Про неурожайные голодные года :бросали детей- это факт. Но именно к язычеству никак не привязано. Ведь люди не надеялись бросив в лесу младенца на урожай, они просто хотели прокормить семью. А ВОТ В УБИЙСТВЕ КОНУНГОВ БЫЛА УЖЕ ОБРЯДНОСТЬ, БЫЛ САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. В сагах об исландцах то же есть упоминания знатных людей так вот брошенных.
Тяжело христианство завоевывало Скандинавию. Исландию - легко, Данию - чуть повозиться пришлось. Что в Норвегии замочили двух Олавов - так это дело скорее политическое. Насаждение новой веры - только лишь один пункт из множества претензий. Были б конунги не столь круты, не подзуживали б их попы, нааамного всё было бы быстрее и тише.
Инфа отсюда: https://valhalla.ulver.com/f154/t9205.html

_________________
"спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 17:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Ромов писал(а):
Известно, что в христианстве есть такая догма: "если тебя ударили по правой щеке - подставь левую". В "религии Одина" же, за подобное требовалось мстить и даже смывать позор кровью. Если это человеку не удавалось, то за него мстили его родственники или даже потомки. У одинистов и христиан вообще были разные цели.
Верно. но я то говорил о загадочном частичном пересечении-и в чисто мистической части. кровная месть-вс-прощение врагов-это же то что вносит в религию цивилизация..германцы варвары-а эллинизм (именно элленизм-иудеей этот регион называть глупо)-передовые учения.
так что тут все ожидаемо-а вот сходство в мистике-надо объяснять тем что разные пророки-независимо поработали -и получили похожий результат? :lol:

Цитата:
А инквизиция, иконопочитание, благословение на войну и вся церковная магия - это есть рецидив язычества в христианстве.

ну я бы не назвал это рецидивом-это скорее органический сплав. христианство чаще слоем ложилось сверху чем зачищало все в ноль. базовая сила средних веков -рыцари это же и христианство и кодексы чести-лучших языческих войнов Европы
Цитата:
Ведь это исторический факт - в неурожайный год (у скандинавов - когда даже рыба уходила от берегов), новорожденных, которых не могли прокормить, выносили в лес или другое место на верную гибель. Это практиковалось даже на Руси, ведь беды-то были одинаковые.Человек, нашедший в лесу такого младенца, считал это знаком Свыше и усыновлял этого ребенка.
это следствие ресурсной базы-все через это прошли

Цитата:
Один из таких "найденышей" стал впоследствии даже конунгом . И еще: в христианстве все люди рассматриваются как "рабы Божьи". В религии Одина такого встретишь, чтобы человека не заслужившего звания раба называли рабом- трэллсом.
да язычники так богам н доверяли-скорее откупались

Цитата:
Тяжело христианство завоевывало Скандинавию.

-ты знаешь с тех пор как я принял христианство -моя удача в набегах удвоилась(с) :)

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB