Форум атеистов Рунета

Текущее время: 27 апр 2024, 10:54

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 14 окт 2021, 19:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Я люблю откапывать философский подтекст в литературных произведениях, даже до известной степени произвольно толкуя текст. Вот, дошли мои руки и до «Властелина колец», где я, к своему немалому удивлению, нашел не просто героя-философа, а целый философский народ, и из заглавия вы уже понимаете, что именно это за народ. Но пока я сделаю вид, что еще ничего не нашел, а только собираюсь найти. Давайте просто повнимательнее присмотримся к народам, населяющим Среднеземье. Фактически у каждого народа есть свои ярко-выраженные черты, позволяющие классифицировать его в терминах определенных склонностей. Так, эльфы – безусловно, народ поэтический. Хоббиты – это олицетворение народа-земледельца. Гномы – народ ремесленный, мастера. Люди по большей части описываются как воины. Есть еще и маги, или мудрецы, а два самых известных мага-мудреца на страницах книги, конечно: Гэндальф и Саруман. Казалось бы вот они, философы, вот где следует искать философский подтекст. Но нет, я думаю, что смешение философии (любви к мудрости) с магией неверно, и Гэндальф, как и Саруман – олицетворяют собой скорее религиозную составляющую мира Среднеземья. Оба заняты волховством (магия черная и белая), постоянно крутятся возле правителей (как это часто бывает и с религиозными деятелями) и подправляют (или освящают) их действия – совсем это не по-философски. Саруман так и вовсе берет на себя функции правления. Гэндальф остается в стороне, но все равно все его познания при всей их обширности к философии не имеют никакого отношения. Он, что называется, стремится изменить мир, а совсем не объяснить его. Так что народы мы нашли, но вот философов среди них пока не обнаружили.

Но вот два хоббита - Перегрин Тук (Пиппин) и Мериадок Брендискок (Мерри), оказываются в таинственном лесу Фангорн и встречают главное в этом лесу существо - самого Фангорна, который вводит хоббитов в удивительный мир энтов. И вот это как раз есть мир, который по очень многим признакам можно назвать философским. Указания на этот счет в тексте весьма недвусмысленные и даже настолько прямые, что я побаиваюсь, как бы мои рассуждения не были общим местом. Ну да ладно, скажу я общеизвестные вещи или нет, но я их скажу.

Указание номер один: стремление энтов к классификации явлений. У них есть списки, в которых про всех все написано. Фангорна изумляет, как это хоббитов нет в этих списках:

«Я не могу найти вам места. Похоже, вас нет в старых списках, которые я учил в молодости. Правда, это было так давно…Могли появиться новые списки. Посмотрим, посмотрим! Как это там…

Помни о всех обитателях мира!

Знай: есть четыре свободных народа:

Эльфы, пришедшие в древнее время;

Гномы, живущие в темных пещерах;

Энты, рожденные дикой землею;

Люди – им гордые кони послушны…».


(Здесь и далее цитаты даются по изданию: Толкиен Дж.Р.Р. «Властелин колец». Перевод с английского Н. Григорьевой, В. Грушецкого. Пер. стихотворения: И. Гриншпун - Л.: Северо-Запад, 1991)

Не успел Фангорн познакомиться с хоббитами, как он уже озабочен их классификацией – весьма характерное явление.

Указание номер два: стремление энтов понять суть вещей. Это самое сильное указание, фактически по-существу говорящее о народе энтов как о философах. Например, когда хоббиты просят Фангорна назвать свое имя, он отвечает так: «Да, ни в коем случае! Во-первых, это заняло бы слишком много времени: мое имя ведь росло вместе со мной, а я жил долго, очень долго; так что мое имя – это, считай, история. Настоящие имена рассказывают историю вещей, которым принадлежат, - так это в моем языке, старом энтском, как бы вы сказали. Это замечательный язык, но нужно очень много времени, чтобы сказать на нем что-нибудь. Поэтому мы не говорим на нем ничего, кроме достойных долгих речей для долгого слушания». Старый язык энтов есть попросту язык философии, когда совершается переход от разговоров к рассуждениям. И стоит только начать рассуждать о чем-то, как ни конца ни края этим рассуждениям не будет. Достойные долгие речи для долгого слушания – это и есть философские рассуждения об окружающей действительности.

Указание номер три: неспешность энтов. «Не спешить – вот мое правило!» - это почти первые слова Фангорна, обращенные к хоббитам, - и весьма характерные слова. Неспешность – верный спутник задумчивости. Энты никуда не торопятся, потому что мысли не терпят суеты. Конечно, это указание косвенное, но все-таки не стоит им пренебрегать.

Четвертое указание тоже косвенное, но при этом тоже весьма характерное: отстраненность энтов от внешнего мира. События мира напрямую энтов не касаются, хотя кое-что о современной ситуации они и знают, но рассуждают о ней (как и положено философам) как бы со стороны: «Ну а вы? – осторожно спросил Мерри.

- Хум, хм, меня не заботят Большие Войны, - сказал Фангорн. – Они касаются эльфов и людей. Пусть этим занимаются мудрецы: они думают о будущем. Чего мне лезть в это дело? Я не придерживаюсь никакой стороны, потому что никто не придерживается целиком моей, если вы меня понимаете: никто не заботится о лесах так, как я, даже эльфы теперь…». Конечно, тут есть некий перехлест, и мы видим, что Энты уж слишком обособились. Лес Фангорн – пример замкнутого философского сообщества, забывшего, что для анализа действительности надо иметь представление о действительности в целом, а не только о действительности их сообщества. Собственно, мы и видим, что речь идет уже об упадке (вымирании) некогда могучего народа. Такая замкнутость – один из явных признаков упадка.

Ну и под конец приведу удивительную цитату, в которой Пиппин описывает свои ощущения от проницательного взгляда Фангорна: «Казалось, их наполняет вековая память и долгие, медленные, размеренные размышления, а поверхность их искрилась настоящим: так бывает, когда солнце играет в кроне гигантского дерева или на волнах очень глубокого озера. Не знаю, но мне почудилось, будто что-то, что росло в земле – сонное вроде как – вдруг пробудилось и изучает нас так же медленно, как жило на протяжении бесконечных лет».

Думаю, что и это описание весьма красноречиво. Так что есть, есть все основания записать народ энтов в философы. Энты – философы Среднеземья.

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 14 окт 2021, 19:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 13376
Евгений писал(а):
Например, когда хоббиты просят Фангорна назвать свое имя, он отвечает так: «Да, ни в коем случае! Во-первых, это заняло бы слишком много времени: мое имя ведь росло вместе со мной, а я жил долго, очень долго; так что мое имя – это, считай, история. Настоящие имена рассказывают историю вещей, которым принадлежат, - так это в моем языке, старом энтском, как бы вы сказали. Это замечательный язык, но нужно очень много времени, чтобы сказать на нем что-нибудь. Поэтому мы не говорим на нем ничего, кроме достойных долгих речей для долгого слушания». Старый язык энтов есть попросту язык философии, когда совершается переход от разговоров к рассуждениям. И стоит только начать рассуждать о чем-то, как ни конца ни края этим рассуждениям не будет. Достойные долгие речи для долгого слушания – это и есть философские рассуждения об окружающей действительности.


А это очень по-философски. Философия есть разумное мышление - мышление в понятиях по правилам логики. Но что такое понятие? Понятие вещи - это совокупность всех определений этой вещи, но поскольку реальные вещи постоянно изменяются, то и их определения тоже меняются, а потому мы не можем дать исчерпывающее понятие ни одной реальной вещи. И понятие понятия оказывается также неопределённым. Процесс познания оказывается бесконечным.

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 30 июн 2023, 13:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
https://akniga.org/series/%D0%AE%D0%BC% ... 0%B8%D0%B8

Цитата:
1. Юмористическая история философии: Сократ, Платон, Лет
2. Юмористическая история философии: Диоген
3. Юмористическая история философии: Аристотель, Марк Аврелий
4. Юмористическая история философии: Рене Декарт
5. Юмористическая история философии: Фрэнсис Бэкон
6. Юмористическая история философии: Чаадаев
7. Юмористическая история философии: Иммануил Кант
8. Юмористическая история философии: Шопенгауэр, Гегель
9. Юмористическая история философии: Карл Маркс
10. Юмористическая история философии: Фридрих Ницше

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 30 июн 2023, 15:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2012, 17:11
Сообщения: 6818
Откуда: Киев
Евгений писал(а):
https://akniga.org/series/%D0%AE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8

Цитата:
1. Юмористическая история философии:
Евгений Анатольевич писал(а):
Юмористическая история философии


Заинтересовало.
Уже слушаю. Спасибо :P

_________________
Человек произошел от обезьяны. Но с Божьей помощью В.Шендерович


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 30 июн 2023, 17:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2012, 17:11
Сообщения: 6818
Откуда: Киев
К сожалению, ничего не открылось, кроме первой ссылки, даже с VPN

_________________
Человек произошел от обезьяны. Но с Божьей помощью В.Шендерович


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 30 июн 2023, 17:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
хорошо вас запечатали :)
сейчас спрошу автора файлы для скачивания

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 30 июн 2023, 17:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
пока один текстом:

Новая бочка Диогена

Так случилось, что старая бочка Диогена совсем прохудилась, так что даже начала напоминать старую шинель Акакия Акакиевича Башмачкина, о чем Диоген, разумеется, не догадывался, так как он не читал Гоголя. Диоген старался не обращать внимания на плачевное состояние бочки, но делать это становилось всё труднее: вместо ее стен не осталось почти ничего, кроме щелей, днище подгнило, и в этой гнили завелась всякая живность, делить с которой помещение было очень малоприятно. Диоген ворчал, но терпел. Но как-то мимо его бочки проходил один афинянин, назовем его Бахвал, и этот самый Бахвал, увидев бочку Диогена, и самого Диогена, сидящего рядом с ней, воскликнул:
- Друг Диоген, и как это ты живешь в такой развалюхе?
- А тебе что за дело? – не очень-то любезно ответил Диоген, вообще не отличавшийся дружелюбностью и разговаривающий преимущественно колкостями.
- А такое мне дело, что я могу помочь твоей беде, - внушительно сказал Бахвал. – У меня во дворе стоит новехонькая бочка, но я, клянусь Зевсом, не знаю, что мне с ней делать. Так вот, я могу подарить ее тебе и тем самым помочь столь знаменитому философу. Согласен ты на это?
Диоген немного поворчал – в том духе, что не нуждается в помощи, но, так как на самом деле он в ней нуждался, то он согласился.
- Ну и отлично! - воскликнул Бахвал. – Сегодня же вечером я прикачу сюда бочку, заодно справим новоселье. Жди.
С этими словами Бахвал удалился, Диоген же стал ждать вечера. Вечер пришел, а вот Бахвал не явился. Начинало темнеть, и вместе со сгущением темноты иссякало терпение Диогена. Наконец он взял фонарь и пошел по улицам Афин - разыскивать Бахвала. Идет он, идет, а навстречу ему попадается афинянин, но вовсе не Бахвал.
- Приветствую тебя, Диоген, - сказал афинянин. - Я иду на веселую пирушку, не хочешь ли ты присоединиться ко мне? Уверен, всем на пирушке будет очень интересно послушать твои речи.
- Нет, для таких дел приглашайте этого зазнайку Платона. Это он любит пировать, а я сторонюсь всяких удовольствий, - презрительно-гордо сказал Диоген, который всегда был рад сказать какую-нибудь гадость про Платона и подчеркнуть аскетизм своей жизни. Тогда собеседник Диогена спросил:
- А куда это ты путь держишь на ночь глядя?
- Да так, ищу одного человека, - проворчал Диоген.
- И?
- Ну и не нахожу, - отрезал Диоген и пошел дальше; собеседник же его какое-то время стоял как вкопанный, а затем со всех ног побежал на пирушку и рассказал, что встретил на улице Диогена с фонарем, и Диоген сказал ему, что он ищет человека, но не может найти. И все подивились мудрости Диогеновой и целую ночь пили за его здоровье. Диоген же в это время, так и не найдя Бахвала, коротал ночь в старой бочке, кроя на все лады расплодившуюся в бочке живность и не держащих свои обещания афинян.

P.S. Напомню, что бочка Диогена на самом деле была не совсем такой, какой мы представляем себе бочку. Это был пифос – глиняный кувшин-сосуд для хранения оливкового масла и зерна. Я лично, когда узнал об этом, в первую очередь возмутился: кувшин, так и говорите – кувшин, а бочка – это бочка. Я всё равно представляю себе Диогена в нормальной такой бочке, а не в каком не в пифосе. Да и все, думаю, когда им говорят «бочка» - ни разу не подумают о кувшине. И чего людям голову морочат! :)

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Антон Рай Энты: народ-философ
СообщениеДобавлено: 01 июл 2023, 12:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Сестра милосердия писал(а):
К сожалению, ничего не открылось, кроме первой ссылки, даже с VPN


можно скачать отсюда
https://disk.yandex.ru/d/UdrsSs-xP_4_qw

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB