http://sapojnik.livejournal.com/1395586.htmlIt doesn't work!
Всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино, незабываемого Н. С. Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой «русской духовности» - а
перед ним мерно, в такт, кивает головой загипн
отизированный телеведущий, толстенький и п
отеющий (то ли
от жары в студии, то ли
от почтения перед Мэтром). Слова льются, как елей в уши:
- Кругом, посм
отрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, «Отче наш, Иже еси на небеси…»… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не сосчитать! А какая крас
ота! И на службы было – не пр
отолкнуться... Никакой тебе наркомании – п
отому что Бога чтили!... Сейчас что – нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа – какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были – носители духовности, окормляли паству… Народ был – богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи были крепкие – п
отому что браки Церковью освящались, в
от как!...
И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце, без шелухи про «духовность», суть можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем
от рук
отбился – сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками – и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вар. – в благословенной Российской Империи)».
Никакой ведущий на это мед
оточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои фирменные бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик
перед удавом, глядя влюбленными глазами…
А я долго слушать не могу. Все подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это Ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? ИТОГ-то каков?»
А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, «голодомор», ГУЛАГ. То ли 20, то ли 30, то ли еще больше миллионов погибших в ходе почти непрерывного САМОИСТРЕБЛЕНИЯ народа в период 1917 – 1940 гг. Т
от самый «народ-богоносец» десятилетиями так самозабвенно резал себя, что все соседи, по слову классика, до сих пор «постараниваются»…
И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939, кажется, год, во всем СССР осталась с
отня (!) действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего «места раздачи опиума для народа». Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полн
оте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заб
отливо пестуемого Церковью БОЛЬШИНСТВА. Начинал все картавый
отличник, у к
оторого, как все мы с детства помним, было «из Закона Божьего – пять!», а доводил до совершенства – вообще семинарист, практически поп-расстрига. Увы, написанного не вырубить топором: «Святая Русь слиняла в 3 дня» - несм
отря на все благолепие и «сорок сороков церквей».
Я не понимаю, какие, собственно, еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «900 лет христианства на Руси» - и в
от такой, соглашусь, обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный – т
от, кто ПОТУШИЛ или вообще не допустил пожар.
И п
отому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем - «народу нужна духовность», а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже ДОКАЗАЛА свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего и нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкр
отом – она даже вопроса такого не понимает!
Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака – это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, х
оть каким-то шагом в
перед: ведь это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим пр
отивоположное: вместо осознания банкр
отства – п
отрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной «старине».
Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход по типу «все в хозяйстве сгодится»: мол, ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917 и прочих годах. Но, с другой стороны – все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но В ЦЕЛОМ ведь раб
отает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое «стадо» - но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано?
Для иллюстрации рассм
отрим такую аналогию.
Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», «обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений». Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился – сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…
И в
от спустя 80 лет стоит та же задача, уже
перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «РЕТРО», опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И п
отом, если даже и не защищает она
от возгорания – так, может, х
оть задерживает распространение?
Все так, но нельзя
отклониться и
от еще более неприятного вопроса: если пожар был ОСОБЕННО жуток, могуч и разрушителен – не могло быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко БЛАГОДАРЯ тому, что были насквозь пропитаны этой якобы «защитной» смесью под названием РПЦ?
Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее – его надо задавать, и надо искать на него
ответ.
Говорят, американцы, когда различные сторонние критики указывают им на нелогичность, пр
отиворечивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, частенько
отмахиваются, просто
отвечая «it works!», то есть «Это раб
отает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.
К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа «о. Андрея Кураева» на бумаге выглядят весьма гладко, но…
Это не раб
отает. Пора бы, наконец, это осознать - да и поставить на всей этой михалковско-кураевской маниловщине большой и жирный КРЕСТ.