Цитата:
Дулуман Е. К.
(профессор, доктор философских наук, кандидат богословия)
ВОССОЗДАНИЕ АТЕИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
То, что само существование Православной Церкви в нашей стране многих не устраивает, ни для кого не секрет. Недавно, однако, ряды борцов с Церковью пополнились теми, о ком мы понемногу начали забывать, — в России воссоздаются хорошо памятные нам по прежним временам общества атеистов. Собрания атеистов прошли в Петербурге, Москве и Подмосковье, их участники заявили о возрождении в стране атеистического движения, построенного на неких новых принципах.
Что же такое «новый атеизм» и чем он отличается от хорошо памятного нам советского государственного атеизма? Наибольшее сожаление вызывает у «новых атеистов» тот факт, что атеизм в сталинское время «потерял свою организационную независимость» — милее их сердцу, видимо, атеизм революционных времен, когда не он зависел от советской власти, но, напротив, ее действия в значительной мере были продиктованы ненавистью ко всему, что напоминало о Боге, Церкви и России. Пока что, однако, их претензии достаточно скромны — «оградить» детей от церковного влияния, запретить религиозное образование, отменить Закон о свободе совести и тому подобное. Особенно умилительно наблюдать новых безбожников в прежде им несвойственной роли защитников духовности: « Беспрецедентный кризис конца ХХ века привел к невиданной в истории нашей Родины катастрофе материальной и духовной культуры» («Атеистический листок» № 1, 2000). Впрочем, катастрофу духовной культуры они видят, конечно же, не в чем ином, как в укреплении роли Церкви в обществе, что их немало удивляет: « Там, где несколько поколений выросло в атмосфере безразличия к религии и атеизма и общественный и научный прогресс, казалось, не оставлял места в будущем кучке воинствующих «ястребов» из церковного руководства, религиозные культы вытесняют ныне светскую культуру, «закон Божий» — естествознание из школы, начинаются преследования лиц, неугодных клерикалам. Пресса преподносит фундаменталистов как новоявленных отцов — спасителей нации. А они с охотной подачи власть предержащих подчиняют своему диктату силовые структуры, армию, сферы науки, литературы, искусства, образования, социального обеспечения, здравоохранения и т. д. Страна стремительно откатывается на полтысячелетия назад, к временам кровавой опричнины и инквизиции» (там же). Картина, как видим, нарисована впечатляющая — особенно интересно православным узнать, что, оказывается, именно они контролируют, помимо силовых структур и всего прочего, еще и образование, а главное — прессу. Атеисты же, видимо, не прочь воспитать и еще несколько поколений в чудесной атмосфере советского общественного прогресса (!) и безразличия к религии. Для этого требуется не так уж и много — отодвинуть страну назад не «на полтысячелетия», во времена инквизиции, которая является достижением отнюдь не православных, и опричнины, не имевшей, кстати, к Церкви никакого отношения, кроме казней мирян и священнослужителей, вплоть до святителя Филиппа Московского, — а всего лишь лет на восемьдесят. Возмущает новоявленных атеистов и то, что «церковным организациям переданы из государственных фондов тысячи зданий, помещений, музейных ценностей» (откуда взялись в «государственных фондах» эти здания, помещения и ценности им, похоже, неизвестно). После всего этого они объявляют своими главнейшими принципами «терпимость к верующим и взаимное уважение», а заодно просят не пугаться их «воинствующего атеизма»: «Воинствующий атеизм, который мы будем представлять, — воинствующий только на словах. Он ничего общего не имеет с воинствующим атеизмом сталинских времен…» (из выступления на учредительном собрании московского движения атеистов). Итак, воинствующий атеизм — на словах; что же будет на деле? Место для лозунга в «Атеистическом листке» пока свободно — атеисты «ждут предложений». Думаю, предложения не заставят себя ждать. Само по себе движение новых безбожников, судя по их изданиям и материалам в Интернете, — по сути дела, достаточно противоестественный союз незначительного количества социально неудовлетворенных интеллектуалов правозащитного толка, левацкой молодежи и идейных наследников советского атеизма, да еще с примыканием фанатов рок-музыки антихристианской направленности (видимо, именно им будет поручено одно из направлений планируемой атеистической пропаганды — «концерты и фестивали с целью создания молодежной моды на атеизм»). Без внешней поддержки этот конгломерат вряд ли способен долго продержаться. Однако противникам Церкви для борьбы с ней подойдет любое орудие, даже достаточно потасканное (на тех же атеистических сайтах рядом с «правозащитными» откровениями о попранной клерикалами свободе совести можно найти, например, труды таких достойных представителей свободной мысли, как небезызвестные Осипов и Евграф Дулуман — вот и сгодились ренегаты времен хрущевских гонений! — не говоря уж об извлеченных из неизвестно какого пыльного шкафа книгах Лео Таксиля и им подобных). Скорее всего, и «новые атеисты» в целом вскоре займут подобающее им место в ряду борцов с Православием в России — и на тех же страницах «задавленной фундаменталистами» прессы, где нашу Церковь упрекают подряд то в бездуховности, то в фанатизме, то Бог весть в чем еще, будет по любому связанному с Церковью вопросу регулярно появляться мнение духовных наследников Таксиля и Дулумана, поклонников религиоведения по «забавной Библии» и духовной свободы по Емельяну Ярославскому.