Исследование, проведенное в Великобритании, выявило, что успехи в учебе (и вообще способность к обучению) определяются в значительной мере наследственными факторами. Причем, роль играет не только общий интеллект, но и другие задатки, такие как сила воли, экстраверсия, интерес к изучаемым предметам, проблемы с поведением, удовлетворенность жизнью. Всего анализировалось 9 групп параметров на примере 2362 пары однояйцевых близнецов, 2155 пар двуяйцевых одного пола и 2136 пар двуяйцевых разного пола. (Однояйцевые близнецы несут одинаковые гены, что и определяет популярность "близнецового метода".)
На графике:
Влияние 9 групп факторов на результаты экзаменов GCSE. Длина планки отображает корреляцию параметров соответствующей группы и оценок. Красный цвет означает вклад генетических факторов, голубой — влияние общей для близнецов среды, темно-синий — влияние факторов среды, отличающихся для близнецов. График из обсуждаемой статьи в PNAS Надо отметить, что подобное исследование не первое в ряду. В настоящее время можно уверенно констатировать очень значительное влияние наследственности на когнитивные способности человека. В ветке "Как устроен мозг верующего?" (раздел "Дискуссии") были указания на такие же врожденные отличия людей религиозных, что характерно.
Основные выводы. Все люди равны, но все равны разному.
«Общество, основанное на генетическом превосходстве одних над другими — это жестокое общество» Это слова одного из авторов исследования, Юлии Ковас.
Унифицированные методы обучения и программы, исходя из полученных данных - плохая идея, они заведомо ставят людей в неравное положение. А возможно, нет ничего плохого в том, что люди не равны. Как бы то ни было, по экономическим причинам, в первую очередь, унификация образования есть и будет.
Второй момент - нам необходима большая индивидуализация воспитания и большие затраты на обучение детей индивидуально. Это требует больших расходов семьи на одного ребенка, как по времени, так и финансовых. Это если задача стоит обеспечить качество, а не количество, как ратуют основные религии и православие в т.ч.
Статья в PNAS. Изложение ее содержания на русском ищите на elementy.ru, статья свежая.