иблия — это очень хорошая книга. Это главный мировой бестселлер. Это гениальный текст, в котором соединены два мировоззрения, во многих отношениях взаимоисключающих. Потому что иудиохристианский вот этот эпитет, который часто применяется к западному миру, это оксюморон. Либо иудейский, либо христианский, ребят. Но я бы сказал так. Если рассматривать Библию как художественный текст и искать в ней рецепты мирового бестселлера, потому что она и есть главный мировой бестселлер на протяжении истории (никакие цитатники Мао, никакие цитатники Ленина её не перешибли в этом смысле; и даже «Гарри Поттер» нет, хотя он написан на тот же сюжет)… Библия представляет собой текст из двух частей. Первый текст — это Ветхий завет, в котором содержится апология закона. Второй текст — это так называемая высокая пародия на него, пародия, не высмеивающая, а перемещающая его в другой контекст. Пародически не значит всегда смешно. Безусловно, Новый завет — это пародия (опят-таки ещё раз говорю — высокая, не издевательская) на учение Ветхого завета, которая доводит до абсурда многие из его правил для того, чтобы противопоставить закону иронию и милосердие. И из этого вырастает Христианство. Христианство выросло из первого в мире плутовского романа. Потому что Новый завет — это, если взять канон, это плутовской роман. Но плут в данном случае не обманщик, а кудесник, волшебник. Это история о волшебнике, который убеждает людей не с помощью жестокости или не с помощью проповеди, а с помощью чуда. Превращает воду в вино, умирает и воскресает, воскрешает мёртвых. Чудо есть главная школа для человека, потому что чудо заставляет его постичь свою ограниченность. Этот бродячий философ, мудрец, который задал матрицу для всех главных бестселлеров мировой литературы: «Гамлет» [William Shakespeare «The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke», 1600–1601], «Дон Кихот» [Miguel de Cervantes Saavedra «El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha», I том: 1605, II том: 1615], «Уленшпигель» [Charles De Coster «La Légende et les Aventures héroïques, joyeuses et glorieuses d'Ulenspiegel et de Lamme Goedzak au pays de Flandres et ailleurs», 1867], «Гарри Поттер» [«Harry Potter», 1997–2016], Остап Бендер [«Двенадцать стульев», 1927; и «Золотой телёнок», 1931], «Семнадцать мгновений весны» [Юлиан Семёнов, 1969]. Это всё христологические тексты. Это надо понимать. Евангелие надо читать уже потому, что оно задаёт главный сюжет в мировой истории. Сюжет этот заключается в том, что если все против одного, то прав один. Это главный антропологический принцип. На этом построена история человечества. Большинство всегда неправо, меньшинство всегда сильно. Смерти бояться не надо, смерти нет. Ну т.е. вся проповедь Евангелия — это универсальные правила жизни. Вот если это рассматривать как литературу, то это книга, которая затрагивает главные проблемы человеческой жизни. И в общем-то вся эволюция человеческой истории — это эволюция от закона к благодати, от закона к милосердию, от закона к иронии и т.д. Читать это необходимо. Если вы хотите писать бестселлеры, вам нужен опыт Иоанна, Матфея, Марка и Луки, потому что, обратите внимание, что в бестселлере почти всегда представлены четыре темперамента, которые мы наблюдаем у апостолов. Пожалуйста, вам проекция с четырёх темпераментов — четыре мушкетёра: холерик Д’Артаньян, флегматик Атос, меланхолик Арамис и сангвиник Портос. Ровно та же история — это Слизерин, Гриффиндор, Пуффиндуй и Когтевран. Т.е. четвёрка — это очень важное, опорное число для мирового бестселлера. И 4 Евангелия — это матрица всей последующей литературы, во всяком случае христианской. Если вы хотите писать бестселлер, вы будете читать Евангелие, если хотите быть человеком, будете читать Евангелие. Ну а если нет, это ваш личный выбор. Читайте Докинза [Richard Dawkins].
(Фрагмент интервью с Дмитрием Быковым на научно-популярном канале «QWERTY» в Ютубе 27.07.2017)
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|