Я помню, смотрел ещё по Ленинградскому телевидению его лекции. Какие программы раньше были в топе и показывались в прайм-тайм! А сейчас только "Пусть поорут".
Дело не в этом. Гумилёв не изобрёл какую-то философию, а взял некое философское учение и приложил к своим целям и задачам. Точка зрения, что бытие есть, а небытие - это только отсутствие бытия, в принципе не нова. Но вот вопрос: "Как бытие может не быть?" Как то, что определяет бытие всего сущего, может не быть? Если бытие где-то и как-то может не быть или терпеть ущерб, то весь мир рушится.
Выход тут только в том, чтобы точнее определять, каким образом что-то есть, а каким образом что-то не есть. Возьмём любую вещь. Как таковая она есть сама. А есть А. В то же время она не есть все остальные вещи. А не есть не-А. Отсюда следует, что бытие всякой вещи есть её собственное бытие и небытие всех остальных вещей.
Что мы скажем о бытии? Бытие есть бытие. Аминь! Но бытие не есть небытие. Аминь! Стало быть бытие не просто есть, а оно ещё есть небытие небытия. Какие же тут полюса, если бытие само оказывается небытием? Но ведь мы можем пойти дальше и доказать, что бытие есть небытие всего того, что не есть бытие. А что не есть бытие? Да всё, что есть. Потому что ни одна вещь не есть бытие. Всякая вещь причастна бытию, поскольку она есть, но она не есть бытие, т.е. есть небытие бытия.
Выход-то один тут. Бытие есть мыслимое понятие, которое обозначает существование любой вещи, о которой можно сказать: "А есть". И нигде, кроме мысли мы бытия не обнаружим. Мы обнаружим только вещи, которые мы причисляем к бытию, говоря, что они есть. А о том, чего нет и сказать ничего невозможно.
Рассказы о борьбе бытия с небытием - это гераклитовы басни. Какая уж тут борьба, если бытие на каждом шагу обращается в небытие, а небытие оказывается сущим? Нераздельное единство! Я бы сказал, любовь, а не борьба.
_________________ Христос воскресе!
|