Аристотель определил философию, как мышление мышления. Этим он отделил философию от других наук. Предметы всех частных наук - внешние и по отношению к науке, если под ней подразумевать метод, и к исследователю. Все три находятся во внешних отношениях друг к другу.
В философии же мышление исследуется мышлением же, т.е. предмет и метод совпадают. А мышление - оно же не внешнее по отношению ко мне, а во мне протекающее. Стало быть предмет философии не является внешним по отношению ко мне, но оно есть моя сущность как разумного существа. Стало быть в философии совпадают предмет, метод и исследователь.
Когда мышление мыслит само себя, то обнаруживает в себе какое-то содержание, после чего оно уже становится мышлением, знающим себя с этим содержанием, т.е. изменяется. А потому нужно снова мыслить мышление, но уже с этим содержанием, обретая новое содержание. Таким образом, получаем совпадение процесса и результата философского познания. И это ещё одно отличие философии от прочих наук.
Но если так, то где-то и когда-то мы можем найти момент, когда мышление впервые обнаруживает себя как мышление и делает себя само своим предметом. Это означает с необходимостью наличие исторического начала философии. А поскольку в процессе мышления мышления мышление обогащается новым содержанием, то с необходимостью философия развивается исторически из своего начала. История философии не есть нечто случайное, но необходимое.
И поскольку каждый философ продвигался на этом необходимом пути лишь на какое-то доступное ему расстояние, то в истории философии мы должны найти того философа, который сделал последний шаг. Отчего бы, спрашивается, не начать сразу с него, чтобы продолжить его дело с того места, где он остановился?
Как определить этого последнего философа? Если не пройти весь путь от начала, то невозможно убедиться в том, что он действительно последний, т.е. что история философии с необходимостью ведёт к нему.
Поскольку философия есть мышление мышления, а оно нигде, кроме меня не бывает, то невозможно усвоить философский материал внешним образом, как это бывает с прочими науками. Я сам должен начав с начала осмыслить всё содержание мышления философов, сделав его своим через собственную мыслительную деятельность.
Отсюда следует, что если я хочу действительно, а не по видимости освоить философский способ мышления, то я с необходимостью должен пройти через всю историю философии до её конца, чтобы уже по истине, а не внешним каким образом продолжить философское дело с той точки, на которой остановился последний философ.
_________________ Христос воскресе!
|