Сладость греха
Наверное, нужно начать с определения понятий сладость, удовольствие, наслаждение. Думаю, что эволюционно эти положительные эмоциональные реакции появились как подкрепление правильного поведения особи ради удовлетворения жизненных потребностей организма. Чувствительность (или по-нашему душа) была уже у первичной клетки, нашего общего предка по имени LUCA. Поскольку я придерживаюсь мнения о Разумном управлении процессом эволюции, для меня естественна мысль о том, что субъективное переживание не возникло само собой при случайно сложившейся комбинации неживых молекул. Это был дар Свыше.
Наверное, вначале, скажем, таксисы амебы, умевшей избегать опасных для неё температур и химических сред сопровождались ощущениями: страдание и избавление от страданий (при удачном стечении обстоятельств). Чувство удовольствия появилось позднее, когда в ходе эволюции образовались зачатки нервной системы. Удовольствие от еды, от секса, от игры (для детёнышей) давалось как вознаграждение и определяло поведение всех живых существ.
Чтобы не затягивать рассуждение, перейду сразу к человеку. Как известно в мозге человека, в лимбической системе имеется центр удовольствия, возбуждение которого обязано выделению гормона «радости» - дофамина. Отсюда и соблазн – радость греха. Побольше дофамина и побольше удовольствия. Отсюда же проистекает зависимость от алкоголя, никотина, наркотиков, поскольку эти химические агенты непосредственно возбуждают центр удовольствия. А ведь у нормального, здорового и, добавим, праведно живущего индивида, чтобы получить удовольствие от еды или прочих жизненных благ, нужно потрудиться и хорошо потрудиться. Чтобы получить удовольствие от секса для праведно живущего индивида нужно завести семью, что предполагает заботу о детях, о жилье, о социальном статусе и по большому счету об общем благе.
Итак, религиозные ценности определяются именно понятиями о праведной, то есть, правильной жизни: честно трудись, проявляй заботу и любовь к ближнему и этим заслужи свое право на порцию дофамина. Всякого рода излишества, попытки добраться до центра удовольствия окольным путем или за счет излишеств определяется как грех.
Я полагаю, что понятие греха – это великое изобретение иудаизма, позаимствованное и развитое христианством. Грех не только социально опасен, он разрушительно действует на самого человека. В христианстве различают грехи, разрушающие тело, душу и дух. Телесные – обжорство и блуд, душевные – сребролюбие, гнев, печать, уныние, и духовные – тщеславие и гордыня.
Именно таким образом проявляется забота Создателя о человеке. Если человек не может не грешить, если соблазн возбудить окольным путем центр удовольствия столь велик, что с ним трудно справиться, значит, надо вводить ограничения и даже наказание для особенно ретивых, чтобы все в мире не пошло вразнос и не наступил всеобщий хаос. Цивилизация это и есть система юридических и моральных запретов и ограничений ради защиты нормальных людей от душевно и духовно ущербных членов общества. Юридические нормы даются государством, а моральные – религией.
_________________ Человек произошел от обезьяны. Но с Божьей помощью В.Шендерович
|