Цитата:
Без монастырей, где концентрировалась ученость, при наличии варварских набегов, все свелось бы к бесконечным наглым грабежам, и в науке, вообще, не было бы потребности, как не было её до распространения Римской империи на варварский мир.
Да не концентрировалась в монастырях никакая учёность, там просто были умевшие читать и писать монахи. И они и переписывали книги, но в первую очередь религиозные, разумеется. Некоторых античных авторов тоже переписывали. Но к православию это не имеет никакого отношения, как известно - библиотеки в некоторых были, но отнюдь не античных авторов. Были там, конечно, исторические записи, лечебники, философская литература - но на Руси библиотеки пополнялись пожертвованиями книг торговцами и ремесленниками, часто привезенными из-за границы. С русскими вообще было плохо книгами. Вкрупнейшей библиотеке Соловецкого монастыря было 1,5 тыс. книг. в середине XVII века, после раскола. Известна сводная опись книг 40 степенных монастырей, составленная в XVII в. В нее включены 2 672 (!) книги, хранившиеся в московских, тверских, ярославских, рязанских и других монастырях. И это - семнадцатый век, предпетровские времена! И такой мизер. Да я вырос в квартире, где книг было столько же, сколько во всех этих монастырях. Провинциальная клубная библиотека сейчас содержит в 10 раз больше.
И это понятно - книги надо писать, а не "переписывать". Иначе никакого массива знаний не соберётся. И не надо выпиливать из фондов недушеполезную и еретическую литературу, как у православных практиковалось.
Несколько иначе дело обстояло в Италии, и как раз при падении Византийской империи - оплота православия. Там началось Возрождение с интереса к античной литературе уже в XV веке. И появляются частные библиотеки.
Но там есть некоторая заслуга монастырей - они были своего рода складом, в котором сохранялись книги. Никто их особо не читал, но их хотя бы переписывали, чтоб все мыши не съели. Потом появился средневековый университет - и книжные центры переместились туда. То же, в основном, о религиозной литературе речь. Но роль в сохранении книг одними христианами от варварства других всё-таки имеется. Кстати, монастырская библиотека и там - далеко не сверхсобрания. Крупная - это 600-800 книг. На порядки не объемы античной Александрийской библиотеки.
Ещё интересно, что эти монастырские библиотеки в Сев. Италии, южной Франции связаны далеко не с наукой, а со средневековыми ересями. Вальденсы, катары те же. В "Имя розы" этот процесс упоминается, кто читал.