Сестра милосердия писал(а):
Вот возьмем, к примеру, такое явление, как шаманизм. В Википедии есть полноценная статья, и каждый может её посмотреть. В ней, кстати, не сказано, что шаман обогащается за счет лохов. Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое - все это называют шаманской практикой.
Из разных источников я знаю, что шаман даже не помышляет о какой-то корысти. Более того, он не имеет права отказать соплеменнику, и несение этой обязанности отнюдь не желанно, а является тяжелым бременем. Конец его жизни бывает ужасным — изгнание и голодная смерть, когда его дар иссякает и жизненная энергия истощается.
не думаю что наш конец будет как то сильно другим-энергия всех наз увы истощается
а пенсионный возраст повышают
но вообще вы довольно точно (не сочтите за обиду-но удивительно) описали шамана в обществе современного типа (это наверное лет 500). почему современного? ну потому что есть понятие шаманского мифа-и там как не странно никаких шаманов-только герои первопредки. маги есть-шамана -нету..т.е. как ни странно-шаман явление относительно молодое..и шаманы в первобытном мире-думаю плод кинематографа
корыстный мотив шамана-это просто прямой перенос образа христианского священника на шамана в силу непонимания кто такой шаман
у Джека Лондона есть рассказ про такого шамана "Великий кудесник"-но не думаю что Джек Лондон отлично знающий быт индейцев ошибся..у него символическое произведение -он не про индейцев пишет-а про нас-маскируя под индейцев..
но при всем при том я как то не понимаю как хорошее определение шамана-превращается у вас в факт?
еще раз-вот это:
Цитата:
Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать себе.
очень точно. единственно вы видимо не понимаете что шаман это по определению человек имеющий духа(духов) помошников. сколь угодно практикующий колдун-меняющий погоду не шаман-это маг -если нету духа помощника. при этом сам шаман имея духа помошника вовсе не обязан владеть магической практикой-и да же часто не имеет..это вы уже сами взяли миф-и только убрали корысть шаман из него-мол помогает но бесплатно. то то и оно что он не помогает-бывает помогает ...эпизодически-люди зовут шамана в качестве последней меры рассчитывая на помощь-но не более того..шаман посредник между духами и миром людей-но его основная задача скорее дать духам возможность жить здесь и сейчас через себя. практическая помощь тут дело десятое. шаман с бубном скорее продукт опять же кинематографа. отсюда и настойчивость духов ломающих человека-а то у вас прям какие то духи-тимуровцы-бескорыстно помочь людям хотят
но еще раз -это ОПРЕДЕЛЕНИЕ. т.е. знаете как в анекдоте -русские хакеры ломают банкоматы имея кувалду и ноутбук-кувалду чтобы разбить банкомат..а ноутбук..чтобы все знали что он хакер
а то примут за грабителя простого
так что извините но никакая-не шаманская болезнь-а стандартная биография. если этой "болезни" не будет-то как определить что перед нами шаман..еще раз не кудесник/маг/колдун/жрец-а шаман!
образ близкий шаману-хорошо показан у Олди-на примере близкого явления -Давини:
Цитата:
— Таких, как она, в Шулме никто пальцем не тронет, — продолжил Асахиро сдавленным голосом, почему-то уставившись себе под ноги. — Коня дадут, шатер дадут, утварь всякую… а в племени жить не дадут. Отдельно кочевать прогонят. Сумеешь не пропасть — меряй степь из конца в конец, не сумеешь — в степь ляжешь.
Я еще раз оглядел Хамиджу с головы до ног. Старенький халат, латаный-перелатанный, из-под которого выглядывает нечто вроде кожаных шаровар;
Давини.
Вместилище дэва. Я вспомнил громогласного и могучего Чандру-Дэва; и посмотрел на тихую равнодушную давини.
Мне и себе-то признаться неловко было, что побаиваюсь я ее, Хамиджу эту. Еще в детстве как напугала меня одна старуха-давини, забившись в припадке у ног Чэна-семилетки, так с тех пор страх этот и сидит во мне. И не семь лет мне вроде бы, и умом все понимаю, а хочется отойти в сторонку…
а колдун/жрец-часто стоящий во главе племени или близко к этому -не шаман-к примеру хорошо показан у Вячеслава Иванова:
Цитата:
Первый колдун бился молча, потому что Морское Лихо немо по-рыбьи. А
эти так рычали, что по лесу стон пошел. Они вызвали Лесное Лихо, закололи
его костяными копьями и подарили Доброге священное оружие.
Покончив свое дело, трое колдунов уселись рядом и дико забили в бубны
- старшему кудеснику собираться на бой против Главного, Общего Зла-Лиха.
Старый, бессильный старец расправлялся и надувался неведомой силой.
Сила поднимала его от земли и он рос, рос! Он сделался высоким, прямым и
поднял могучие руки. Великий кудесник топнул и высоко подпрыгнул.
Часто-часто ударили бубны, и волшебный старец помчался кругом Доброги
саженными прыжками.
Он несся, будто летел по воздуху, и звал мощным, страшным голосом.
Тшудд и все другие биармины повалились и закрыли головы руками. Костер
вспыхнул и погас.
Повольники слушали, как во мраке рокотали бубны и великий кудесник
вопил голосом, какого у человека не бывает. Взревет раз, взревет другой, а
ему сверху откликается другой голос. Это пришло на бой Главное Общее Лихо.
Мороз драл по коже самых храбрых ватажников, волосы сами шевелились.
Кудесник рявкал, приказывая Лиху не трогать Доброгу. Лихо задыхалось,
слабело, слабело. Вот и совсем смолкло. Еще раз дико и страшно взвопил
кудесник - и сделалось тихо...
или:
Цитата:
Тропочка тебя приведет к высокому мшистому камню, на нем сидит голый
медвежий череп: серо-желтая кость, в пустых глазницах пучится бурый
лишайник с челюсти бородой обвис мох. У камня собери свои мысли: задумал
ли ты просить хранителей о деле и не лезешь ли к ним с глупым, пустым
словом?
Надумав, иди дальше, но с тропы не сбивайся ни на шаг, кругом тебя
запрет! В этом лесу, заповедном для всякой охоты, звери не боятся людей.
Белка подпустит, куница не прыгнет с низкой ветки, олень и лось от тебя не
побегут, и медведь тебя не тронет. Смело иди до Хиговой поляны, где
древний зверь выставил громадную голову с двумя гнутыми вверх
тяжелокаменными зубами.
Перед Хигом тропочка сворачивает к навесу из корья, и след кончается.
Под навесом висит доска, в нее ударь четыре раза камнем или обухом топора,
четыре раза прокричи имя Йомалы и жди. Йомала слышала, и она не любит
нетерпения.
Жди молча, увидишь непуганых зверей, а под Хигом появится человек. У
него на голове острая шапка рыбьей кожи. Хранитель примет дары: рыбу,
мясо, дичину. Если же он не сразу ответит на твой вопрос и уйдет,
дожидайся, он вернется.
Сам же ты не забудь, что обязан принести хранителям дар правдивых
слов. Расскажи, кто родился, кто женился, из-за чего были ссоры, каковы
охоты, рыбные ловли, как олени и море, что делают железные люди. Йомале
нужно все знать.
Одни птицы и звери ведают, откуда на Хигову поляну выходят к гостям
хранители.
В памяти хранителей, как кольца в древесных стволах, копилось и
приумножалось завещанное опытом поколений, хранилось в строгом порядке,
как снасти и охотничий припас. Были под рукой, наготове, многократно
проверенные советы и указания на все случаи житейских невзгод. А в самой
глубине лежали страшные, опасные тайны, которых без разрешения богини
нельзя было не только открыть, но даже и вспомнить.