Groshik писал(а):
И куча людей предали и Родину, и идеалы человечности из-за своей религиозности, а особенно при этом отличились православные. Как с этим быть?
О чем это? Я, правда, не знаю.
Страдания и муки людей от болезней, от природных катаклизмов это есть нарушения, поломки, сбои программы добра, наступление хаоса на порядок.
Иное дело - моральное зло.
Бог создал сбалансированную Вселенную, настроил её параметры так, чтобы в ней могли существовать жизнь и разум. Несущие разум существа должны встроиться в этот мировой порядок, чтобы развитие жизни продолжалось и распространялось в Космосе.
Нарушение этого порядка есть грех - моральное зло.
Господь сделал все возможное, чтобы род человеческий получил правильные ориентиры и добровольно сделал выбор между добром и злом. Он дал заповеди праведной жизни. Затем, когда убедился, что зло все-таки своими силами люди не могут преодолеть, послал на Землю Спасителя, который скорректировал ветхозаветный закон, очистил мир от греха и оставил Своё учение. Теперь все пути к нормальной цивилизованной жизни были открыты.
Если бы люди стали жить по заветам Христа, не было бы ни войн, ни преступлений, ни моральных уродств.
Но люди так жить не захотели. Создатель не виноват, ведь это не Он творит зло. И Он не стал исполнять роль полицейского, останавливающего руку насильника, не стал выворачивать руль пьяного водителя, давящего людей на тротуаре. Он дает всем событиям совершаться ради того, чтобы люди сами оценили их последствия и нашли правильные решения. Ради этого нам дано самое удивительное, самое совершенное творение во Вселенной - человеческий мозг. Возможности нашего разума плюс те заветы Христа, которые этому разуму следует воплотить в жизнь - вот ключ для решения всех земных проблем.
При этом не факт, что мир без страданий был бы лучшим, чем тот, в котором есть дозированная порция зла. Многие мыслители признают, что это самый верный путь к совершенству. В преодолении морального зла формируется духовная структура личности и создается общее благо.
Согласно Канту (конец 18 в.), человек обладает двойственной природой: как разумное, познающее существо он принадлежит царству свободы, однако как чувствующее существо, включенное в сферу действия законов необходимости, он подвержен слабостям, испорченности и т.д. Поэтому в мире явлений существует «вечное зло», которое может быть преодолено только воспитанием, культурой, религией и моралью. Законы последней он считал по сути абсолютными и назвал их категорическими императивами. Выполнение категорического императива означает, по Канту, победу нравственной воли над злом.
Далее цитата из труда В.Ольховского
Интересны выводы из анализа, проведенного В.А.Карпуниным по пониманию страдания как особо чувствительного для людей зла у разных мудрецов, философов и богословов, приемлемому и для христиан:
• Страдание – беспорядок в мире, являющийся не более чем «теневой стороной» господствующего в мире порядка. Мир в данном случае можно сопоставить с картиной: с близкого расстояния (скажем, 5 мм) она представляется беспорядочным нагромождением пятен, а с большого расстояния (скажем, 5 м) – прекрасным изображением.
• Страдание – одно из необходимых условий жизни. Каждое существо не может жить, не страдая, ибо страдание предупреждает о потребностях и об опасностях.
• Страдание может пойти человеку на пользу и стать для него благом, если он сумеет им воспользоваться:
а) страдание – школа самопознания и личного воспитания, ибо никто досконально не знает себя самого, пока он не прошел через страдание;
б) страдание – школа братской любви: тот, кто сам страдал, научается понимать трудности других людей и приходить им на помощь;
в) страдание – школа смирения, мудрости и правды: оно открывает людям глаза на более глубокие перспективы и заставляет нас искать более глубокий смысл жизни, чем ранее, демонстрирует нашу сиюминутность и ограниченность в этом мире;
г) страдание – школа отрешенности (от всего мелочного и суетного).
• Страдания наиболее праведных и невинных людей, обусловленные не личными грехами и не наследием первородного греха, имеют жертвенную природу.
• Страдание каким-то таинственным образом перестает быть страданием, когда обнаруживается его смысл, Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И тогда исчезает бессмысленность страдания