Жаль, что глава РПЦ так и не стал почетным профессором, ведь тогда наша Академия наук расцвела бы и превратилась в Хогвартс. Какие перспективы упущены! Профессорское звание высокому служителю Церкви и видному политику —заискивание Академии перед властью. Это ясно, как закон Ома. И это добровольное унижение Академии, которая в череде бесконечных реформ потеряла гордость. Когда-то Петр Капица вытащил из тюрьмы Льва Ландау и в письмах к Сталину прямо критиковал Берию. Когда-то академики воспротивились назначению президентом Академии страшного прокурора Вышинского. Когда-то президент АН СССР Александр Несмеянов в знак протеста против решений Хрущева подал в отставку. Когда-то академики отказались исключать из своих рядов ссыльного Андрея Сахарова, а тот же Капица прилюдно напомнил, что Гитлер исключил Альберта Эйнштейна.
Все в прошлом. Нравы измельчали. Ученые ведут себя как приказчики. Академия лебезит и суетливо угодничает. Может ли научный работник, который исповедует раболепие и подобострастие, подняться до независимых высот духа? Настоящий ученый приравнивает себя к Творцу, мелкое заискивание для него — признак профессионального вырождения. Лично я, хоть убей, не понимаю, какое отношение РПЦ имеет к современной науке. Конечно, отдельно взятый ученый может быть искренне верующим человеком. Но Православная церковь как институт отстоит от науки бесконечно далеко. Храм науки и храмы РПЦ — на разных полюсах. В отличие от католической Церкви, которая еще в 1936 году учредила Папскую Академию наук в Ватикане, где занимаются математикой и естествознанием. Многолетний президент этой академии прелат Жорж Леметр — автор теории Большого взрыва. Продолжение традиции, ведь титаны мысли Николай Коперник и Иоганн Мендель были священнослужителями. В наши дни папа Иоанн Павел II и папа Бенедикт XVI издавали энциклики, где рассуждали об актуальных и острых взаимоотношениях науки и религии.
Ничего подобного за православной церковью не числится. Она занимается проблемами духовного совершенствования на том же уровне, как во времена патриархов Никона или Тихона. Проблемы современного жизнеустройства православную Церковь раздражают и воспринимаются враждебно. Совсем недавно потенциальный профессор Российской Академии наук патриарх Кирилл объявил, что Антихрист придет в мир через электронные гаджеты и встанет во главе всемирной паутины, контролирующей весь человеческий род.
Кстати, в середине 2000-х годов я, так сложились обстоятельства, лично спрашивал у председателя Синодального отдела внешних церковных связей РПЦ и члена Священного Синода митрополита Кирилла о причинах такого расхождения католической и православной церквей, но объяснения безучастности РПЦ к проблемам естествознания, так мне показалось, не услышал. Возможно, ответ лежит в плоскости, о которой говорил обер-прокурор Священного Синода Победоносцев, указывая на то, что западного человека влечет рациональная деятельность, а русского — духовная. Так или иначе, из всех общественных институтов большую дистанцию от Академии наук, чем у РПЦ, найти трудно. Все области деятельности, связанные с интеллектуальным творчеством, находятся в России в ущемленном состоянии, что, как можно заподозрить, по душе консервативным иерархам РПЦ. Что касается научно-технического прогресса, под щепками от которого может быть погребен Запад, то России остаются лишь брызги из-под чужих колес.
Российская наука пребывает в анабиозе. Может ли она воспрянуть, если к смертному одру явится святейший профессор и призовет: «Встань и иди»?
Сергей Лесков
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|