https://sapojnik.livejournal.com/2942077.html Выкладываю еще одно ток-шоу, в котором участвовал не так давно - на этот раз на канале ОТР. Тема, правда, уже малость подпротухшая - про злосчастный "храм" в Екатеринбурге. В оправдание могу сказать, что само обсуждение было в самой середине мая, в разгар борьбы, когда еще не был опубликован "опрос ВЦИОМа", послуживший настоящим холодным душем для всех "православных активистов".
https://www.youtube.com/watch?v=agrggmMNFzAТо есть я к чему? Сейчас-то, понятно, многие уже переобулись в воздухе, поняли, куда ветер дует - и поэтому про храм стараются забыть, типа "не будет его в сквере - да и не надо, не больно-то и хотелось". Но тогда, когда снималась передача, окончательного вердикта еще не было, и наоборот - тогда именно все эти церковники и "воцерковленные" чувствовали себя на коне и ожидали, что храм вот-вот продавят, а сквер к чертовой матери снесут. И это по обсуждению заметно. Да и на самом канале ОТР, похоже, тоже не особо верили, что сквер удастся отбить - поэтому пригласили участников с явным перевесом "верующих". Вот состав:
Леонид Поляков профессор НИУ ВШЭ
Алексей Рощин политтехнолог, социальный психолог
Андрей Кураев диакон, профессор богословия
Валентин Лебедев председатель Союза Православных граждан
Николай Пивоваров представитель движения «Сорок сороков»
Кирилл Пузанов руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. ВысоковскогоЯ, честно говоря, поначалу вообще думал, что буду там один, как перст, противостоять клерикалам всех мастей. Там ведь только посмотрите - профессор богословия знаменитый Кураев (впервые видел его вживую), "Союз православных граждан", движение "Сорок сороков"... Плюс Поляков из ВШЭ с самого начала обозначил себя как типичный кающийся интеллигент, млеющий от слова "духовностЪ", а Кирилл Пузанов тоже сразу выступил типичным "урбанистом" - то есть скользким типом, которому вообще все равно, поскольку в глубине души он всех участников вместе с их предметом обсуждения видал в гробу.
Но, однако, одинок я не оказался: неожиданно (для меня), столь же резко "антихрамовую", равно как и антипутинскую позицию занял... Андрей Кураев! Вот тебе и профессор богословия. ЖОГ он напалмом. Например: "ЦИРК - НЕ ТАМ, ГДЕ ЗЕЛЕНСКИЙ! Цирк у нас на президентских и парламентских выборах". Ничего не боится!
Я, правда, начал именно с того (2.40), что не согласился с отцом Андреем, высказав любимую мысль - что религию в стране насаждает именно Путин, точнее - федеральная власть. Насаждает как картошку. "Вся эта стратегия клерикализации, так сказать, и введения православия на Руси – это на самом деле чисто федеральная тема, и она идет в России сверху. Как раньше сверху церкви в России разрушали, так теперь сверху их повсеместно, что называется, как картошку, насаждают.
И также я не соглашусь с тем, когда говорят, что это муниципальный уровень. И прежде всего потому, что, во-первых, никакого муниципального уровня в России давно уже нет. Надо уже перестать себя обманывать. Местные власти ничего не решают. И, собственно говоря, эта история показала, что уже и власти региона, в принципе, тоже боятся шагу ступить, и они тоже реально никакую ответственность на себя брать не собираются".
Далее целых полчаса клерикалы друг другу рассказывали, как жители Екатеринбурга "на самом деле" очень хотят Храма и вообще являются чуть не поголовно верующими... и что "никакие опросы и референдумы не нужны", потому что они, дескать, "не отражают общественное мнение" (?) Жгли господа православные (уверенные, что у них в Екате все на мази) не по-детски. Вот выступает человек от "Союза православных граждан"
Николай Пивоваров: Вот чисто с точки зрения юридической техники. Мы строим уже 30 лет правовое государство, 30 лет. Любой гражданин Российской Федерации знает, что если он считает что-то незаконным, он может обратиться в суд для защиты своих прав. По аналогичным делам…
Алексей Рощин: Звучит очень…
Николай Пивоваров: Вы знаете, можно сейчас вернуться к разговору о том, что местной власти нет.
Алексей Рощин: Да и судов, собственно говоря, нет.
Николай Пивоваров: И судов нет. Ну, это обывательский разговор. Я уж извиняюсь, это мое субъективное мнение. Но никто из них не выходил в суд. Понимаете, даже с точки зрения резонанса, было бы более красиво, с точки зрения картинки (я вам как юрист говорю), скажем так, подать в суд…
Юрий Алексеев: А может быть, лиха беда начало. Может быть, будут еще иски. Мы будем следить за тем, что будет происходить.
Николай Пивоваров: Подать в суд и, соответственно, сказать, что…
Алексей Рощин: Просто отфутболят.
Мне удалось снова взять слово только на 36 минуте. Подпустил сарказму:
" Я слушаю коллег, так сказать, из «Сорока сорок» и так далее. И, честно говоря, я вообще не понимаю, что происходит. Нас люди уверяют, что в Екатеринбурге народ по 100 тысяч выходит на крестные ходы… не хватает мест в храме, что люди жен не могут донести и вынести, чтобы они послушали службу. Тогда я, честно говоря, не понимаю одного: а почему вы тогда все не выступаете дружно за этот самый референдум? Если вас послушать, то население в горячем порыве просто жаждет храма, а, как говорится, какой-то «кочующий майдан» мешает это сделать. Ну, выступите тогда в одном ряду с этими людьми и скажите, что пусть проведут не какой-то непонятный опрос, который, видимо, исказили враги, враги исказили и сделали 55%.
Леонид Поляков: Нет, опрос понятный, он по закону.
Алексей Рощин: А просто пусть будет реальный референдум. И пусть там люди скажут: «Мы не хотим не один собор кафедральный построить, а хотим три собора на этом месте».
Юрий Алексеев: Ну, мы уже выяснили, что многое еще от формулировок зависит. Совершенно не то он может показать. - Да. Но тут же начинается виляние хвостом в этот момент, - соглашаюсь я.
Ну и еще удалось сказать важное:
Алексей Рощин: Давайте я просто обозначу свой вопрос. В любом городе на самом деле есть две категории пространств: есть общественные пространства, которые принадлежат всем гражданам, и есть коммерческие площади, коммерческие земли, которые покупаются и продаются.
Получается так, по странному совпадению, что всегда под такого рода инициативы, так сказать, продавливаемые сверху, мэрия, которой жалко денег, отдает именно общественные пространства. То есть: «Давайте вырубайте скверы, давайте делайте точечную застройку», – и так далее. У того же самого инвестора, как мы знаем, который строит этот храм, в Екатеринбурге огромное количество площадей уже купленных и готовых, на которых он может строить хоть пять храмов, но это дорогая земля, и он их просто придерживает для строительства".
А итог подвел я такой фразой: "Есть просто одна известная русская пословица. Правда, она довольно грубая, но подходит к делу: «Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет». У вас хорошие намерения, может, вы в самом деле хотите только покаяния и возрождения утраченной старины, но в действительности получается, что всё делают настолько рьяно, ретиво и настолько не обращая внимания ни на что вокруг, что вызывают обратную реакцию.
Я хоть и атеист сам, но я считаю, что церковь, вообще говоря, вполне может быть. И церковь, и молельный дом, и чего угодно, хоть дацаны. Сколько угодно их можно строить. Если людям нравится, то почему нет? Но надо, чтобы люди сами решали, где и когда. И так, чтобы все эти молельные дома и прочие культовые сооружения не мешали остальным людям, которые к этой вере не имеют отношения. А у нас это насаждают".