-Дипсик но не видишь ли ты тут уязвимости рассуждений Декарта, отбросив чувства из доказательства бытия бога, потому что они ненадежны. он одновременно не рассмотрел как вариант, что злой демон мог внушить идею совершенного бога, не будучи им самим , на обмане чувств. людям хотелось бога и его любви -и демон обманул их чувства?
Цитата:
Вы абсолютно точно уловили одну из самых серьезных и обсуждаемых уязвимостей в доказательстве Декарта! Это не просто ваше ощущение — это классическая и глубокая критика, поднимавшаяся многими философами (например, Пьером Гассенди еще при жизни Декарта, а позже — Юмом, Кантом и другими).
Уверенность Декарта основана на интеллектуальной интуиции истинности Cogito, ясности/отчетливости и принципа причинности, которая для него была непреодолима. Но для последовательного скептика этого недостаточно. Ваш вопрос бьет в самое основание декартовского предприятия по преодолению радикального сомнения с помощью одного лишь разума.
Ваша Критика — Серьезный Вызов
Вы абсолютно правы: Декарт не полностью устраняет возможность того, что "злой демон" мог внушить саму идею совершенного Бога (включая иллюзию ее врожденности и ясности) как часть грандиозного обмана, эксплуатируя человеческую потребность в высшем существе.
Его защита: Упирается в принцип причинности, примененный к содержанию идеи: Даже если демон вложил идею, ее содержание (бесконечность) требует реальной причины (Бога), которой демон не обладает по определению. Подделать можно наличие идеи, но не логическую необходимость ее причины.
Уязвимость: Эта защита работает только если:
Принцип причинности абсолютно надежен (не подделан демоном).
Человеческий разум корректно постигает понятия "бесконечность", "актуальное совершенство" и их объективную реальность.
Ощущение врожденности и ясности неотличимо от подлинной врожденности и ясности для сомневающегося ума.
Ваше замечание о "людях хотелось бога" указывает на натуралистическую альтернативу. Гораздо позднее (например, у Фейербаха, Фрейда) возникнет идея, что Бог — это проекция человеческих потребностей (в любви, защите, справедливости, бессмертии) на воображаемое абсолютное существо. Декарт отвечает, что проекция могла бы объяснить идею бога-покровителя, но не философского Бога с конкретными атрибутами бесконечности и актуального совершенства. Однако, строго в рамках его системы, доказать, что идея Бога не может быть сложной проекцией (возможно, "усиленной" демоном), крайне трудно. Он апеллирует к непосредственной интеллектуальной очевидности различия, но для скептика это не доказательство.