Форум атеистов Рунета

Текущее время: 04 июл 2025, 13:09

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 78 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 30 май 2025, 16:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 49460
Откуда: г. Псков
(С) Крапивин
"...Немного о вечности…

Так или иначе всё упирается в вопрос: зачем живет человек?

Ответов множество. Полного и стопроцентно ясного — ни одного. Потому что, как ни вертитесь, а сумрачное и боязливое «зачем?» остается внутри любых философских обоснований. Зачем, если жизнь конечна? Накопленное добро за грань бытия с собой не унесешь, самая безграничная власть (если ты ею обладаешь) развеется с твоим уходом, радости и удовольствия, которые ты испытал останутся в прошлом времени. (Рассуждения о загадках Времени, возможном бессмертии души, всякого рода реинкарнациях и гипотетическом существовании в иных мирах — это отдельная тема. Мы сейчас говорим о жизни на нашей грешной Земле.)

Обретению смысла (если не полностью, то все же в изрядном объеме) может дать ощущение человеком своего бессмертия. Приобщение к бессмертию. Оно возможно тем сильнее, чем крепче личность ощущает себя частью человеческого сообщества. «Я живу лишь определенное время, но человечество — вечно, а я его неотъемлемая часть, значит вечен и я». (Суждение, что человечество тоже может оказаться не вечным, опять же вынесем пока за скобки). Однако человек бессмертен не оставленной после себя памятью, славой и величием, а своими живыми делами, опытом, вдохновением, отданной людям радостью. Тем, что из прошлого перенесено в наши дни и перейдет в будущее и всегда будет оказывать живое влияние на множество поколений. Способствовать их пользе и дальнейшему развитию.

Бессмертны знаменитые мастера, художники, поэты, музыканты, поскольку радость, красота, богатство чувств, вдохновение, которое они подарили людям, всегда с нами и оказывают воздействие на нашу жизнь. Но так же бессмертны и те, кто во все времена пахал землю и сеял хлеб, строил корабли и дороги, сочинял бесхитростные, но мудрые сказки для своих детей и внуков, пас стада, обжигал кирпичи для будущих домов. Потому что их опыт и дела рождали новые опыты, дела, вещи, понятия и продолжают оказывать живое влияние на нынешних людей.

В душе ребенка, впервые увидевшего чудесный храм и распахнувшего от изумления глаза, оставляют свой след, живут неисчезающей жизнью не только великий зодчий, задумавший это строение, но и тысячи безвестных каменщиков, возводившие его…

Пора извиниться за это затянувшееся и, казалось бы, далекое от основной темы вступление. Но дело в том, что в течение трех с половиной десятков лет, когда я был руководителем и главным наставником в ребячьем отряде «Каравелла», я много раз говорил с детьми на эту тему. Не специально, не на лекциях, а в разных, порой неожиданно возникавших беседах «о жизни и мироздании». Бывает, что высказанные как бы случайно и между делом суждения оседают в сознании прочнее, чем услышанные на специальных семинарах… И судя по всему, они и вправду иногда оседали, поскольку творческих людей из «Каравеллы» вышло немало.

Я говорю «творческих», имея в виду не столько профессии, сколько отношение к жизни.

У меня есть книга, подаренная Вадимом Константиновичем Паустовским, сыном замечательного писателя, доброго и мудрого человека. В примечаниях к трудам Константина Георгиевича сын вспоминает, что писатель находил очень удачным выражение поэта Велимира Хлебникова, который делил людей на две категории — «изобретателей» и «приобретателей».

«Изобретатели» — все те, кто трудится, мыслит, разочаровывается, но следом за этим шаг за шагом снова овладевает культурой — то есть умением на каждом этапе пути отбрасывать худшее, неприемлемое и «культивировать» все ценное, оправдавшее себя (так пересказывает В.К. мысли отца).

«Приобретателям» все это не нужно. Они вполне довольствуется «лицом зверя»…

Оставим «приобретателей», тем более, что, про мнению Паустовского, их на свете все же меньше, чем «изобретателей», хотя именно «приобретателям» часто удается захватывать в жизни командные высоты.

«Для «изобретателей», напротив, власть сама по себе не имеет никакой цены. Боле того, они ее презирают, так как процесс развития культуры полностью занимает их силы. Он воспламеняет их и приносит то удовлетворение жизнью, что является высшим уделом человека. Они усердно служат ему у заводского станка, у письменного стола или в кабине космического корабля.»

Трудно не согласиться с этими мыслями. А согласившись, следует принять и ту истину, что культура создается творческими людьми.

Культура же — это основа цивилизации.

А цивилизация — это сфера существования человеческого сообщества, тесная причастность к которому и дает человеку ощутить себя в какой-то степени бессмертным. Ощутить — для пользы всем людям, для понимания смысла жизни, для радости бытия.

Культура — это не просто опыт и знания. Они — сами по себе ничто без определенного состояния души. Проникновение в тайну атомного ядра принесло не только понимание многих загадок природы, но и чудовищную опасность. Строится цивилизация в течение колоссальных времен, а погибнуть может от нажатия кнопки, до которой дорвется какой-нибудь спятивший «приобретатель».

По-настоящему творческий человек (творческий по состоянию души) не потянется к кнопке. Он ощущает (иногда осознанно, иногда интуитивно), что является одним из тех, кто причастен строительству гармоничного Мироздания. То есть такого мира, который и должен быть создан во вселенной по Генеральному Замыслу (Творца или Природы — оставим эту тему философам, главное, что такой Замысел во всеобщем пространстве ощутим).

По мнению некоторых ученых, нынешняя цивилизация на нашей планете — не первая. Из-за чего исчезли прежние? Остается гадать. Но одна из догадок та, что развитие технологий опередило рост культуры и что нравственные начала оказались недостаточным тормозом для тех, кто ради решения своих эгоистичных замыслов дотянулся до «кнопки». Неужели и с нами повторится то же самое? И все опять придется начинать с нуля?..

Надо в конце концов, чтобы люди с творческим началом, с ощущением, что доброта и товарищество — главные человеческие ценности, с пониманием, что лишь всеобщими усилиями, без вражды, мы сможем уцелеть на нашем земном шарике и построить мир, который даст людям ощутить максимальную радость жизни и приобщение к вечности — чтобы эти люди оказались сильнее.

А сделать это можно лишь при всеобщем содружестве.

А содружество начинается с детства..."

"Струна и люстра"

_________________
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 17:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 49460
Откуда: г. Псков
дискуссия мусульманина и христианина у Вальтера Скотта

Цитата:
Сарацин, однако, не мог
удержаться от неодобрительных замечаний по поводу того, что ему не нравилось
в поведении и манерах христианина. Наблюдая за рыцарем, который ел с большим
аппетитом и закончил еду намного позднее его, он наконец прервал молчание:
- Храбрый назареянин, к лицу ли тому, кто так доблестно сражался,
пожирать еду как собака или волк? Неверующий еврей - и тот бы пришел в
негодование от пищи, которую ты смакуешь, да еще с таким видом, словно это
плод с райского дерева.
- Храбрый сарацин, - отвечал на этот неожиданный упрек христианин, с
удивлением взглянув на собеседника, - знай, что я пользуюсь своей
христианской свободой, когда ем то, что запрещено евреям, пребывающим, как
они сами считают, под игом у древних заповедей Моисея. Да будет тебе
известно, сарацин, что в своих деяниях мы подчиняемся более высокому закону.
Ave, Maria! <Радуйся, Мария! (лат.)>- И, как бы бросая вызов упрекам своего
спутника, он закончил краткую молитву на латинском языке жадным глотком из
своей кожаной фляги.
- И это ты тоже называешь свободой? - сказал сарацин. - Ты не только
жрешь как животное, но еще и унижаешь себя, обращаясь в скотское состояние,
когда лакаешь это ядовитое пойло, от которого отвернулась бы даже скотина.
- Пойми ты, глупый сарацин, - не задумываясь ответил христианин, - что
ты вместе с твоим отцом Измаилом хулишь дары божьи. Сок винограда дается
тому, кто умеет с толком его пить: он услаждает душу человека после трудной
работы, освежает его в болезни и утешает в горести. Тот, кто им услаждается
в меру, может благодарить бога за свою чашу с вином, как благодарит он его
за хлеб насущный. Но тот, кто злоупотребляет этим даром небесным, в своем
опьянении не глупее, чем ты в своем воздержании.
Услышав эту злую насмешку, сарацин сверкнул глазами и схватился за
рукоять кинжала. Но мимолетный порыв замер, стоило ему только вспомнить о
страшной силе своего недавнего противника, об этом могучем человеке, с
которым он уже имел дело, и об отчаянной схватке, которая давала еще себя
чувствовать во всем теле; и он предпочел продолжать спор на словах, находя
это более безопасным.
- Твои слова, о назареянин, - сказал он, - могли бы вызвать гнев, но
твое невежество достойно лишь сожаления. Разве ты сам не видишь, слепец еще
более слепой, чем всякий нищий, просящий милостыню у входа в мечеть, что та
свобода, которой ты похваляешься, ограничена даже в том, что является самым
дорогим для счастья человека и его домочадцев. А твой закон, если ты ему
подчиняешься, ограничивает тебя, позволяя иметь только одну жену,
безразлично, здорова она или больна, плодовита или бесплодна, приносит она в
твой домашний очаг утешение и радость или распри и ссоры. Вот это,
назареянин, я называю рабством, тогда как пророк разрешил правоверным жить
"а земле, как патриарх Авраам, отец наш, и Соломон, самый мудрый среди
людей: здесь мы можем выбирать каких угодно красавиц, а за гробом лицезреть
чернооких гурий, дев райских.
- Клянусь именем того, кого я больше всего чту на небесах, - сказал
христианин, - и именем той, которую я превыше всех ценю на земле, что ты
лишь ослепленный и заблудший неверный! Этот бриллиантовый перстень, что ты
носишь на пальце, - ты ведь, несомненно, считаешь бесценным?
- В Бальсоре и Багдаде нельзя найти подобного, - ответил сарацин,
- но к чему твой вопрос? Он не относится к делу.
- Нет, даже очень, - отвечал франк, - как ты сам сейчас должен будешь
признать. Возьми мою булаву и расколи этот камень на двадцать осколков.
Разве каждый из них будет равноценен целому камню или, если их собрать опять
вместе, разве ценность их составит хоть десятую часть целого?
- Ты говоришь, как ребенок, - отвечал сарацин, - осколки такого камня
не составили бы и сотой доли его стоимости.
- Та любовь, мой сарацин, - продолжал воин-христианин, - искренняя и
честная, которая связывает настоящего рыцаря лишь с одной, - вот это и есть
драгоценность! Та любовь, что ты даришь женам, рабыням и наложницам, стоит
не больше, чем блестящие осколки разбитого бриллианта.

_________________
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 21:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 14618
Но это же не Ивангое? Но почему-то этот отрывок мне кажется известным, хотя я Скотта что-то ещё в школе читал, а что уже не помню. И он мне не понравился, потому что показался каким-то муторным.

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 21:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 14618
Будь я этим сарацином, я бы прибил этого франка. Всё обесценил. Алаху акбар! Смерть неверным!

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 22:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 49460
Откуда: г. Псков
Евгений Анатольевич писал(а):
Но это же не Ивангое? Но почему-то этот отрывок мне кажется известным, хотя я Скотта что-то ещё в школе читал, а что уже не помню. И он мне не понравился, потому что показался каким-то муторным.


нет не Иванхое -но «Талисма́н» -определённо сюжетно перекликается с Айвенго-через Ричарда Львиное Сердце. приквел там или сиквелл или спинофф. я не знаю историю написания
я у В.Скотта хорошо отношусь к Квентин Дорварду и в восторге от Айвенго-оастльное скучно это да.
но Айвенго божественно :)

Что же тут удивительного,- сказал Гурт.- Всем известно, что здешний причетник- превесёлый парень; он убивает добрую половину всей дичи, какая пропадает в этих местах.Говорят,будто лесной сторож жаловался на него своему начальству, и, если отшельник не образумится, с него сорвут и рясу и скуфью.

Пока они разговаривали,Локсли что было силы стучался в дверь; наконец отшельник и его гость услыхали этот стук.

-
Цитата:
Клянусь святыми чётками,- молвил отшельник,внезапно оборвав свои звонкие рулады,- кто-то стучится! Ради моего клобука, я не хотел бы, чтобы нас застали за таким приятным занятием. У всякого человека есть недоброжелатели, почтеннейший Лентяй; чего доброго, найдутся злые сплетники, которые гостеприимство, с каким я принял усталого путника и провёл с ним часа три ночного времени, назовут распутством и пьянством.

- Вот ведь какая низкая клевета!- сказал рыцарь.- Мне хотелось бы проучить их как следует. Однако это правда, святой причетник, что у всякого человека есть враги. В здешнем краю есть такие люди, с которыми я сам охотнее стал бы разговаривать сквозь решётку забрала, чем с открытым лицом.

- Так надевай скорее на голову свой железный горшок, друг Лентяй, и поспешай, как только можешь. А я тем временем уберу эти оловянные фляги. То, что в них было налито,бултыхается теперь в моей башке.А чтобы не слышно было звяканья посуды, потому что у меня немного руки трясутся, подтяни ту песню, которую я сейчас запою. Тут дело не в словах. Я и сам-то не больно твёрдо их помню.

Сказав это, он громовым голосом затянул псалом: «Из бездны воззвал…» - и принялся уничтожать следы пиршества. Рыцарь, смеясь от души, продолжал облекаться в свои боевые доспехи, усердно подтягивая хозяину всякий раз, как успевал подавить душивший его хохот.

- Что у вас за чёртова заутреня в такой поздний час?-послышался голос из- за двери.

- Прости вам боже,сэр странник,- отвечал отшельник,из-за поднятого шума, а может быть, и спьяну не узнавший голоса,который,однако, был ему очень хорошо знаком. - Ступайте своей дорогой, ради бога и святого Дунстана, и не мешайте мне и праведному собрату моему читать молитвы.

_________________
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..


Последний раз редактировалось Евгений 01 июл 2025, 22:14, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 22:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 49460
Откуда: г. Псков
Евгений Анатольевич писал(а):
Будь я этим сарацином, я бы прибил этого франка. Всё обесценил. Алаху акбар! Смерть неверным!

так с этих попыток все и начинается :)
но сарацин слил все в чистую :)


Цитата:
Но христианский рыцарь, намереваясь покончить с игрой, в которой он мог бы истощить свои силы, внезапно схватил привешенную к седлу булаву и, нацелившись, метко бросил ее в голову эмира — таков был высокий титул его противника. Сарацин успел только прикрыть свою голову легким щитом. Но все же от сильного удара щит упал на его тюрбан, и хотя эта защита несколько ослабила силу удара, мусульманин был сшиблен с коня. Но прежде чем рыцарь сумел воспользоваться его падением, ловкий мусульманин вскочил на ноги и, позвав своего коня, который тотчас прискакал к нему, не касаясь стремени прыгнул в седло и вернул себе все преимущества, которых рыцарь Спящего Леопарда надеялся его лишить. Рыцарь тем временем поднял свою булаву. Восточный же воин, увидав, как искусно и ловко его враг владеет ею, решил отъехать и держаться подальше от этого оружия, мощь которого он только что испытал на себе, по-видимому намереваясь сражаться на почтительном расстоянии, применяя свое собственное метательное оружие. Воткнув копье в песок, на некотором расстоянии от места схватки, он ловко натянул тетиву небольшого лука, висевшего у него за спиной. Подскакав к противнику, он опять описал два-три широких круга, более широких, чем прежде, и выпустил шесть стрел так метко, что только сталь лат спасла рыцаря от такого же числа ран. Седьмая стрела нашла, по-видимому, менее защищенное место, и христианин тяжело рухнул на землю. Но каково же было изумление сарацина, когда он, сойдя с коня, чтобы посмотреть, что случилось с его поверженным врагом, внезапно очутился в железных объятиях рыцаря, который прибегнул к этой хитрости, чтобы приманить к себе противника.

_________________
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 22:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 14618
Вот! Нашёл я книжку, которая купила моя тётя, а начал читать, да бросил. Может быть, если бы я попробовал почитать Талисман, то я бы и прочитал.
Изображение

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Религия и худлит
СообщениеДобавлено: 01 июл 2025, 23:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 49460
Откуда: г. Псков
мне больше заинтересовал Роберт Парижский
вроде как наш кинематограф по этому и бандитский триллер замесил
а чуть позже хорошую порнуху
тфуты исторический фильм с элементами эротики :)
современники перлись от В,Скотта-я смотрел ряд лекций
его книги раскупали так что и Пелевину не снилось
это не могло не избаловать :)
обычная книга В. Скотта стоила фунт! это два наших червонца золотом :)
и Инета тогда не было))

_________________
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 78 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB