Сестра милосердия писал(а):
Тоже не поняли. Я спросила: Вы можете привести пример морального достоинства, которое не сводилось бы к христианской традиции?
В ответ пошла какая-то муть.
ну почему сразу муть я ожидал от вас приема-а это аморально ибо подбирал не просто не христианские а слегка антихристианские. а тут раз и муть

примеры Грошика имхо не чисто моральные-есть еще международные законы, политические и экомномические процессы..Вообщем мораль обычно работает уровнем пониже
мир становится добрее и гуманнее не только из за морали
Цитата:
Но Вы и Грошик правы в том, что учение Христа в реальной истории христианства искажено до неузнаваемости. Религия не смогла обуздать деструктивные наклонности человеческой природы до конца.
Она старалась, и без неё было бы хуже. Худо-бедно, она формировала личность, которая сознавала, что гуманизм в отношении человека к человеку - это хорошо, это правильно, но обстоятельства таковы, что мне приходится грабить м убивать.
у вас странное формулировка -религиозное сознание-сама часть личности -ее бы тоже обуздывать но чем? обуздывая одной частью себя другую часть-мало что сделаешь. тащить себя за волосы. вот будь в религии что то божественное тогда да.а по мне так главное свойство религиозного сознания рефлексия-как вижу атк ипою..это касается как внешнего мира-вижу свтила малые и большие так и пишу..т ак же с людьми-есть жар-надо холод и наоборот-прямая реакция-есть плохое в людях надо его обуздать. сложные цепочки не для религи и. это там где плохое сделать хорошим-или развивать некие качества-которые вдруг сказываются ина морали. беда религии не в том что не пыталась-а что у нее нету на это ресурсов
Впрочем, Вы сами только что написали (я такого не знала) об отношении к офицерам и пленным солдатам в эпоху Просвещения.
Цитата:
Тут ИМХО главное, что, нарушая заветы добра, христианин осознавал свою греховность. Совесть все-таки работала. Язычник и варвар этого не знали, для них право сильного было определяющим.
Так постепенно формировалась западная цивилизация. И все, что в ней есть хорошего в моральном плане идет от истинного, не искаженного христианства.
ну там за счет пересечения ряда факторов-возник такой странный эффект-дорогие феодальные рекрутские армии-старшно терять-лаже победа часто не стоит потерь. идея просвещенния не только сделала людей гманнее н опросвященный абмолютизм-с их требованием осблюадть законы..создал некую мораль королей..ведешь себя аморально-будешь для всех опущенный. а эт очеревато дворцовым переворотом
наследник на трон всегда есть. работало и христианство-как общность. с турками воевали-"нормально" с расстрелом пленных(а с их стороны и пытками)эту идилию сломал Наполеон-вернее великая французская революция
Цитата:
В высших и образованных слоях общества ничего подобного не было.
было. такого же не было. а подбное было-все равно женщина-вещь выписывается из паспорта отца-к мужу.ю отдельно жить по справке отца -в полицию. образование запрет, любые должности запрет-в что бить не комильфо-так испортить жизнь есть чем..прочитайте про Ковалеквскую (та что царя убила)
Цитата:
А с неграмотного мужика какой спрос?
такой же -элита и низы есть всегда. н оярад что вы подтвердили что грамотность фактор помощнее религии

-
Цитата:
Тут виноват священник, который должен бы проповедовать и контролировать такие вещи. Ведь в каждой деревне церковь была.
странное представление у вас о морали-заповедь которая спускается по приказу.
мораль не так работает. священник мог бы читать такие проповеди чтобы менталитет крестьян менялся..он этого не делал-ибо антихристиаснкими они были был. все поезд дальше не идет-на религии дальше никак
«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за всё благодарен».
— Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородной
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно, —
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло — да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровой...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас... да куды! —
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно ба́рченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
«Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..»
Цитата:
РС. Я рада, что Вы читаете "Исповедь". Замечаете, какое трепетное отношение к Богу у Августина?
Очень мудрое высказывание его о разногласиях между верованиями:
В главном – единство,
В спорном – свобода,
Во всем – любовь.
(Бл. Августин)
ну я ее как включенную в сто лучших произведений мировой литературы читать стал-ну конечно и по религии так слегка интересно
у Августина то трепетное-а вот у вас какой то Босс из РПГ стратегии а не бог